Обязана ли местная администрация поселения обеспечить присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным в муниципальном образовании, и размещение сведений об их адресах в государственном адресном реестре?
Ответ: С 01.07.2014 местная администрация поселения обязана обеспечить присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным в муниципальном образовании, и размещение сведений об их адресах в государственном адресном реестре. До указанной даты местная администрация обязана обеспечивать присвоение наименований территориям проживания граждан в поселении (в том числе улицам), а также установление нумерации домов.
Обоснование: В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов.
Таким образом, в настоящее время местная администрация обязана обеспечивать присвоение наименований территориям проживания граждан в поселении, а также установление нумерации домов, при этом понятие "присвоение адреса" в Законе N 131-ФЗ не применяется.
Однако на основании ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) п. 21 ч. 1 ст. 14 Закона N 131-ФЗ изложен в новой редакции, согласно которой к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Положения Закона N 443-ФЗ, а также нормы Закона N 131-ФЗ в редакции Закона N 443-ФЗ вступают в силу с 01.07.2014 (ст. 11 Закона N 443-ФЗ).
Как следует из ст. 2 Закона N 443-ФЗ, один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, признаются объектами адресации, сведения об адресах которых подлежат включению в государственный адресный реестр.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 443-ФЗ в государственный адресный реестр вносятся сведения об адресах и о реквизитах документов о присвоении, об изменении, аннулировании адресов.
Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несут в том числе органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 4 Закона N 443-ФЗ).
На основании ч. 3 ст. 5 Закона N 443-ФЗ органы местного самоуправления:
- присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;
- размещают, изменяют, аннулируют содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра.
Как следует из ч. 3 ст. 9 Закона N 443-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны в соответствии с установленным Правительством РФ порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра:
- проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;
- разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Закона N 443-ФЗ;
- привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в силу Закона N 443-ФЗ, в соответствие с установленными Правительством РФ правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Таким образом, с 01.07.2014 местная администрация поселения обязана обеспечить присвоение адресов объектам недвижимости, расположенным в муниципальном образовании, и размещение сведений об их адресах в государственном адресном реестре в порядке, предусмотренном Законом N 443-ФЗ и Правительством РФ. До указанной даты местная администрация обязана обеспечивать присвоение наименований территориям проживания граждан в поселении (в том числе улицам), а также установление нумерации домов.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.02.2014