Транспортное средство (легковой автомобиль) введено в эксплуатацию в январе 2011 г. В июле 2011 г. в целях экономии на него установлено газобаллонное оборудование (ГБО), позволяющее автомобилю работать на сжиженном газе

Можно ли отнести затраты на ГБО (более 40 000 руб.) и его установку к расходам, увеличивающим первоначальную стоимость транспортного средства при исчислении налога на прибыль?

Ответ: Расходы на газобаллонное оборудование и его установку на автомобиль относить к расходам, увеличивающим первоначальную стоимость транспортного средства при исчислении налога на прибыль, по нашему мнению, неправомерно. Следуя арбитражной практике, расходы на установку указанного оборудования включаются единовременно при вводе его в эксплуатацию как расходы на приобретение инструментов и приспособлений, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

Но при оснащении автомобиля газобаллонным оборудованием технико-экономические показатели автомобиля не изменяются, поэтому произведенные затраты не могут быть признаны затратами, связанными с техническим перевооружением и модернизацией автомобилей, и не могут увеличивать первоначальную стоимость.

Есть судебные решения, согласно которым установка дополнительного оборудования на автомобиль не признается модернизацией и в первоначальную стоимость основного средства не включается (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334, ФАС Уральского округа от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3 по делу N А07-23717/06, от 26.07.2007 N Ф09-1460/07-С3 по делу N А76-29455/06). Так, суды указывают, что установка оборудования для использования сжиженного газа не приводит к изменению нормативных показателей функционирования автомобиля по сравнению с характеристиками, которые автомобиль имел до проведения данных работ, то есть отсутствуют признаки модернизации. При этом установленное оборудование является специальным сменным (съемным) приспособлением, которое в любой момент может быть изъято из конструкции.

Таким образом, следуя арбитражной практике, расходы на установку указанного оборудования включаются единовременно при вводе его в эксплуатацию в состав расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на приобретение инструментов и приспособлений, не являющихся амортизируемым имуществом (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

М. В.Емельянцева

Юрист

Юридическая компания "Налоговик"

01.05.2011