Для участия в открытом конкурсе на поставку товаров для муниципальных нужд, проводимом местной администрацией городского округа (заказчиком), была подана только одна заявка. После признания конкурса несостоявшимся и согласования с органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, заказчиком принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком. Однако организация-участник уклонилась от заключения контракта. Является ли указанный факт основанием для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков? Если да, какие сведения и в каком порядке заказчик должен направить для включения участника в указанный реестр? Может ли контрактный управляющий заказчика, ответственный за направление таких сведений, быть привлечен к административной ответственности в случае их ненаправления или несвоевременного направления?
Ответ: Факт уклонения единственного участника конкурса от заключения контракта является основанием для его включения в реестр недобросовестных поставщиков. Заказчик в этом случае обязан в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в конкурсной документации срока подписания контракта направить в соответствующий территориальный орган ФАС России на бумажном носителе с сопроводительным письмом либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок) выписку из протокола и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы, а также предусмотренные законодательством сведения об участнике, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков. Ненаправление или несвоевременное направление указанных документов и информации может повлечь наложение административного штрафа на контрактного управляющего в размере двадцати тысяч рублей.
Обоснование: В соответствии с ч. 13 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся.
Из п. 1 ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и конкурсной документации.
На основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае признания несостоявшимся открытого конкурса и принятия заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона N 44-ФЗ решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое решение заказчика согласовывается с органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно п. 7 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), в случае если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из ч. 5 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в указанном случае заказчик в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную п. п. 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола (составленного в соответствии с ч. 11 ст. 53 Закона N 44-ФЗ) и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
Пунктами 1 - 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрена информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Как следует из п. 9 Правил, соответствующая информация и документы направляются заказчиком в уполномоченный орган (ФАС России - п. 4 Правил) на бумажном носителе с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме (в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок), имея в виду, что эта информация должна быть подписана указанным должностным лицом с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
На основании ч. 2 ст. 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ контрактные управляющие, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
27.02.2014