О проведении государственной кадастровой оценки земель, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, а также о возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков; об установлении пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для определенных категорий плательщиков страховых взносов; о государственной финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре; о регулировании тарифов на услуги по электроснабжению и теплоснабжению
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 апреля 2011 г. N Д06-2332
Департамент корпоративного управления совместно с Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и Департаментом государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России (далее - Департаменты) рассмотрел обращение по вопросам увеличения кадастровой стоимости земельных участков, государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), установления тарифов на услуги по электроснабжению и теплоснабжению, установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и сообщает следующее.
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, функции по осуществлению официального толкования и разъяснения законодательства Российской Федерации за Минэкономразвития России не закреплены, в связи с чем изложенная позиция указанных Департаментов не является обязательной для правоприменителя и носит исключительно рекомендательный характер.
1. В отношении увеличения кадастровой стоимости земельных участков
Государственная кадастровая оценка земель в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проводилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 478 "О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель") (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с п. 3 ранее действовавшей редакции Правил государственная кадастровая оценка земель проводилась не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Следует отметить, что в период между турами проведения государственной кадастровой оценки земель проходит значительный промежуток времени, в течение которого существенно изменяется рыночная стоимость земельных участков.
Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель, определенные в различные периоды, могут значительно различаться.
Ввиду отсутствия в обращении уточняющей информации (кадастровый номер) о земельных участках, в отношении которых увеличена кадастровая стоимость, предоставить разъяснения о порядке расчета кадастровой стоимости таких земельных участков, по мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, не представляется возможным.
Вместе с тем п. 13 Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215, разъяснение результатов государственной кадастровой оценки осуществляет управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.
На основании изложенного в целях получения разъяснений о порядке расчета кадастровой стоимости соответствующих земельных участков, по мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, целесообразно обратиться в управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Кроме того, ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости может быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Кроме того, п. 12 Правил установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Дополнительно сообщаем, что Типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На текущий момент указанный Приказ Минэкономразвития России находится на государственной регистрации.
Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.
2. В отношении установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты МСП, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2011 г., на период 2011 - 2012 гг. расширен перечень категорий плательщиков, для которых предусмотрена возможность уплачивать пониженные тарифы страховых взносов.
Кроме того, сообщаем, что Минэкономразвития России поддержало поступивший из Аппарата Правительства Российской Федерации проект федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью законопроекта являются налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
3. В отношении государственной поддержки субъектов МСП
Государственная поддержка субъектов МСП осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на конкурсной основе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденной ими программой поддержки и развития субъектов МСП.
Оказание прямой финансовой поддержки субъектам МСП находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.
В 2010 г. Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре выделены средства на софинансирование мероприятий региональной программы поддержки субъектов МСП, на развитие молодежного и инновационного предпринимательства, лизинга, предоставление грантов на создание собственного дела, поддержку микрофинансовых организаций и др.
Отмечаем, что в соответствии с законодательством в сфере развития МСП одним из приоритетных направлений является развитие микрофинансовой деятельности. Микрофинансирование позволяет получить доступ к заемным средствам субъектам МСП, которые по тем или иным причинам не могут воспользоваться традиционными банковскими продуктами (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удаленность населенного пункта и т. д.).
В случае отсутствия возможности обеспечить надлежащим исполнением субъектами МСП в Ханты-Мансийском автономной округе - Югре обязательств по возврату полученных кредитных средств залогом принадлежащего им имущества по вопросу о предоставлении гарантии (поручительства) субъекты МСП могут обратиться в некоммерческую организацию "Фонд поддержки предпринимательства Югры", расположенную по адресу: 628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Пионерская, д. 14, www. sb-ugra. ru, 83467333140, 83467335041.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время существуют механизмы государственной поддержки, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП.
Так, программа открытого акционерного общества "Российский банк развития" (далее - ОАО "РосБР") по поддержке субъектов МСП, утвержденная правлением ОАО "РосБР" (далее - программа), разработана в рамках участия в реализации государственной политики по совершенствованию финансовых механизмов поддержки субъектов МСП. Основной целью программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития субъектов МСП в регионах России.
Вместе с тем реализацию мероприятий по поддержке субъектов МСП в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственный за развитие МСП в регионе, - Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, расположенный по адресу: 628006, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 5, (3467) 39-20-28, (3467) 39-24-61, ecom@admhmao. ru, в который следует обращаться с целью получения более полной информации о формах и механизмах поддержки субъектов МСП.
Кроме того, функционирует Федеральный портал развития МСП (http://smb. gov. ru), на котором можно получить необходимую информацию в том числе о программах развития МСП.
4. В отношении установления тарифов на услуги по электроснабжению и теплоснабжению
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Вместе с тем в соответствии с п. 54 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке:
регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), реализуемую гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения на розничных рынках в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в ценовые зоны оптового рынка (далее - регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность)), в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен);
тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных ФСТ России предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются исходя из объемов потребления электрической энергии (мощности), определенных в сводном балансе для гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций), к числу потребителей которых относится население. Такие тарифы (цены) применяются при расчетах между гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями), к числу потребителей которых относится население, и потребителями за электрическую энергию (мощность), поставляемую по регулируемым тарифам (ценам). Объемы поставки электрической энергии (мощности) по регулируемым тарифам (ценам) определяются в соответствии с правилами оптового рынка и правилами розничных рынков.
Расчет указанных тарифов (цен) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.
Дополнительно сообщаем, что утверждены Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2010 N 764 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации", от 30.12.2009 N 1140 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии", от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", направленные на обеспечение прозрачности в области установления тарифов в том числе на услуги по теплоснабжению и электроснабжению.
Врио директора
Департамента корпоративного управления
В. Е.ФЕДОТОВ
29.04.2011