Обязано ли юридическое лицо хранить документы присоединенного юридического лица? Если обязано, то в течение какого времени?

Ответ: Да, юридическое лицо обязано хранить документы присоединенного юридического лица. Для каждого вида документов предусмотрен срок хранения.

Обоснование: Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень).

В соответствии с Перечнем документы подразделяются на документы:

- организации системы управления;

- планирования деятельности;

- финансирования деятельности;

- учета и отчетности;

- трудовых отношений;

- кадрового обеспечения;

- по административно-хозяйственным вопросам;

- другие.

Для каждого вида документов предусмотрен срок хранения.

Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" при присоединении юридического лица в соответствии с передаточным актом правопреемнику переходят права и обязанности присоединенного юридического лица, соответственно, юридическое лицо - правопреемник обязано хранить документы присоединенного юридического лица в соответствии со сроками хранения, указанными в Перечне.

Относительно хранения бухгалтерских документов присоединенного юридического лица Минфин России в Письме от 07.09.2005 N 03-11-04/2/70 разъясняет: "В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность организации обязаны хранить не менее пяти лет.

Это требование распространяется и на бухгалтерскую отчетность организаций, присоединенных в ходе реорганизации".

В соответствии со ст. 93 Налогового кодекса РФ в ходе проверок налоговый орган вправе затребовать документы и доначислить налоги, подлежащие уплате. Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ в течение четырех лет налогоплательщик обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Соответственно, данное требование распространяется и на документы присоединенного юридического лица.

С. В.Цымбалова

Младший юрист

ООО "Юридическая фирма "Эксперт"

29.04.2011