Кофейный клуб (реализует кофе, кофемашины, оказывает сервисные услуги по доставке кофе и сопутствующих товаров и т. д.) проводит ежеквартальные акции по экспонированию реализуемых новых сортов кофе и моделей кофемашин, а также предлагаемых новых услуг клуба. В акциях принимают участие только члены клуба. Для них создается благоприятная для общения атмосфера праздника и отдыха: проводятся показ видеороликов, консультации специалистов, дегустации. В ходе проведения акции клуб также проводит анкетирование о наиболее понравившихся сортах кофе, в целом о продукции и услугах, изучает замечания и предложения членов клуба, направленные на повышение качества товара и услуг. Правомерно ли клуб учитывает затраты на организацию акций в расходах на рекламу в целях исчисления налога на прибыль?
Ответ: В случае если кофейный клуб в рамках проводимых им акций только для своих членов по экспонированию реализуемых новых сортов кофе и моделей кофемашин, а также предлагаемых новых услуг клуба проводит показ видеороликов, консультации специалистов, дегустации, а также анкетирование о наиболее понравившихся сортах кофе, в целом о продукции и услугах, изучает замечания и предложения членов клуба, направленные на повышение качества товара и услуг, то затраты клуба на проведение акции не учитываются в расходах на рекламу при исчислении налога на прибыль, так как в акции участвует ограниченный круг лиц. Но при этом указанные расходы клуб вправе учесть в расходах на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (услуг).
Обоснование: В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 указанной статьи.
Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По запросу ФНС России ФАС России в Письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@) разъяснила, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Учитывая изложенное, поскольку акции кофейного клуба проводятся только для членов клуба (ограниченный круг лиц), расходы на проведение акций не могут быть отнесены к рекламным.
Однако расходы на проведение указанных акций могут быть учтены в целях гл. 25 НК РФ в других видах расходов.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В данном случае проведенные для членов клуба акции повышают потребительскую активность, способствуют росту реализации товаров и услуг. Кроме того, позитивная атмосфера, созданная клубом, способствует увеличению количества участников клуба, так как, несомненно, о приятно и с пользой проведенном времени члены клуба расскажут своим друзьям и знакомым, часть которых заинтересуются и в дальнейшем приобщатся к клубу, станут тоже его членами. Таким образом, бесспорным является факт того, что расходы клуба на проведение акций произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и являются вполне обоснованными.
В вопросе указано, что в ходе проведения акции клуб также проводит анкетирование о наиболее понравившихся сортах кофе, в целом о продукции и услугах, изучает замечания и предложения членов клуба, направленные на повышение качества товара и услуг.
Следовательно, при документальном подтверждении произведенных расходов клуб, по нашему мнению, вправе учитывать их в составе прочих расходов на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, указанные расходы не подлежат включению в состав расходов клуба на рекламу при налогообложении прибыли. Но при этом указанные расходы он вправе учесть в расходах на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Обращаем внимание на то, что в данном случае свою позицию организации, возможно, придется отстаивать в суде.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
29.04.2011