Организация, осуществляющая эксплуатацию воздушных судов, приобрела имущество (звукопоглощающие устройства и двойные шторы) в комнату для предполетного отдыха летного состава. Данное имущество не является амортизируемым (цена 17 тыс. руб. и 9 тыс. руб. соответственно). При этом двойными шторами были заменены имеющиеся обычные одинарные шторы. Налоговый орган посчитал, что затраты на приобретение звукопоглощающих устройств и двойных штор являются необоснованными, так как в оконных проемах установлены рамы с тройным стеклопакетом, который обеспечивает достаточно низкий уровень шума в помещении. Что касается замены штор, то, по мнению налогового органа, имевшиеся шторы были хотя и одинарные, но достаточно плотные и использование именно двойных штор также экономически нецелесообразно. Затраты на приобретение звукопоглощающих устройств и двойных штор были исключены налоговым органом из состава расходов в целях налога на прибыль организаций. Правомерно ли это?
Ответ: При документальном подтверждении расходов, произведенных на звукопоглощающее устройство и двойные шторы в комнату для предполетного отдыха летного состава, организация вправе учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, по налогу на прибыль организаций по пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ или в составе материальных расходов по пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Обоснование: Согласно ст. ст. 22, 163 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда. К таким условиям относятся, в частности, условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Кроме того, ст. 223 ТК РФ установлено, что обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются, в частности, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки.
Пунктом 1 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что требования к обеспечению безопасных для работников условий труда устанавливаются, в частности, санитарными правилами РФ.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2008 N 60 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2009 N 13303) утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.5.1.2423-08 "Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - Санитарные правила).
В п. 1.1 Санитарных правил указано, что Санитарные правила определяют санитарно-гигиенические требования к рабочим местам в кабинах самолетов и вертолетов (далее - воздушные суда) и условиям отдыха летного состава гражданской авиации.
Указанные Санитарные правила предназначены для организаций, осуществляющих эксплуатацию отечественных и импортных воздушных судов (п. 1.2), и требования этих Санитарных правил и норм вводятся для обеспечения условий труда летного состава на рабочих местах во вновь проектируемых воздушных судах, а также находящихся в эксплуатации при их модернизации (п. 1.3).
Согласно п. 1.4 Санитарных правил организациями гражданской авиации организуется и осуществляется производственный контроль, в частности, за обеспечением условий труда и отдыха летного состава, за соблюдением санитарных правил.
В соответствии с п. 3.4 Санитарных правил оконные проемы в помещениях для предполетного отдыха летного состава должны быть оборудованы звукопоглощающими устройствами и двойными шторами, одно из полотен которых следует предусматривать из плотной, светонепроницаемой ткани, или специальными жалюзи.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В данном случае и звукопоглощающие устройства, и двойные жалюзи приобретены для комнаты предполетного отдыха летного состава в соответствии с требованиями п. 3.4 Санитарных правил. Следовательно, расходы являются обоснованными. При этом не важно, что в оконных проемах установлены рамы с тройным стеклопакетом, который обеспечивает достаточно низкий уровень шума в помещении, а также то, что имевшиеся одинарные шторы были достаточно плотные. Вывод об экономической целесообразности замены штор неверен, поскольку Конституционный Суд РФ в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П разъяснил, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Таким образом, при документальном подтверждении произведенных расходов организация вправе учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (затраты по обеспечению нормальных условий труда по пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), или в составе материальных расходов по пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ на приобретение приспособлений и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
Учитывая положения п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно осуществить выбор одной из вышеуказанных статей НК РФ.
О. А.Королева
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
29.04.2011