Уполномоченные доверенностями работники АО регулярно направляются в командировки к партнерам в другие регионы с целью согласования условий и внесения изменений в договоры. Для оперативности решения этих вопросов и обеспечения при этом нормальной хозяйственной деятельности АО в центральном офисе есть необходимость изготовления второго экземпляра основной печати организации. Возможно ли использование в АО двух одинаковых печатей? Какие могут возникнуть негативные последствия у организации при изготовлении второго экземпляра основной печати по одному клише?
Ответ: Исходя из буквального толкования норм законодательства можно говорить о том, что основная печать организации должна быть в единственном экземпляре. Однако в судебной практике подобная позиция не нашла однозначного подтверждения.
Зачастую организации по одному клише в целях оперативности и эффективности осуществления хозяйственной деятельности изготавливают несколько экземпляров основной печати.
Обоснование: В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" АО должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Прямое толкование данной правовой нормы с учетом юридической техники ее построения порождает сомнения в легитимности второго экземпляра основной печати. Однако запрета использовать в деятельности АО несколько экземпляров основной печати, изготовленных по единому клише, не установлено. Минфин России в Письме от 18.11.2011 N 03-02-07/1-397 прямо указал, что Федеральным законом N 208-ФЗ не ограничивается количество экземпляров печати общества. Суды с этим согласны и нередко признают наличие нескольких печатей обычаем делового оборота (Постановления ФАС Московского округа от 08.10.2010 N КГ-А40/11421-10, ФАС Центрального округа от 07.09.2010 по делу N А23-2563/09А-13-48, Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.03.2009 N А33-11861/2008-03АП-548/2009).
Во избежание рисков признания печатей поддельными по результатам экспертизы в случае возникновения споров с контролирующими органами либо контрагентами возможно внутри организации локальными актами утвердить легитимность изготовления нескольких экземпляров основной печати (приказом о введении в обращение печати; журналом печатей организации и т. п.). Обязательных форм для подобных документов не установлено, поэтому каждая организация разрабатывает их самостоятельно. В частности, в журнале печатей организации важно отразить факты поступления каждой из печатей в организацию, выдачи ее на руки работнику, который изначально уполномочен ее хранить; временной передачи печати работнику, имеющему право на ее использование в рамках собственных полномочий; уничтожения непригодной печати.
Ответственность за наличие нескольких экземпляров основной печати законодательством не предусмотрена.
Н. В.Названова
ЗАО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр Сети КонсультантПлюс
27.02.2014