В результате рассмотрения жалобы участника открытого конкурса на право заключения государственного контракта антимонопольный орган вынес предписание об устранении заказчиком нарушений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и аннулировании результатов конкурса. Может ли быть отменено судом данное предписание, в случае если антимонопольный орган нарушил порядок рассмотрения жалобы, не разместив информацию о жалобе на официальном сайте, что повлекло невозможность для организации - победителя конкурса представить свои возражения на доводы, изложенные в жалобе?

Ответ: Отсутствие на официальном сайте уполномоченного органа информации о поступлении жалобы и ее содержании лишает участника размещения заказа возможности представить свои возражения и участвовать в ее рассмотрении. Как следует из арбитражной практики, подобное бездействие антимонопольного органа влечет нарушение прав участников размещения заказа, в результате чего предписание, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, может быть отменено.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика и принятия ее к рассмотрению уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что участники размещения заказа, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, вправе направить в органы, указанные в ч. 1 ст. 60 Закона N 94-ФЗ, возражение на жалобу и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.

Согласно п. 3.17 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика ФАС России (территориальный орган) в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов, на котором размещено извещение о проведении торгов, запроса котировок, являющихся предметом жалобы, информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также сообщают заявителю и заказчику, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте и времени рассмотрения такой жалобы.

Из ч. 6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ следует, что по результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принимает решение о выдаче предписаний, предусмотренных ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ, о совершении иных действий, предусмотренных ст. 17 Закона N 94-ФЗ, или о признании жалобы участника размещения заказа необоснованной.

На основании п. 1 ч. 9 ст. 17 Закона N 94-ФЗ при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона N 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 11.05.2010 по делу N А78-6670/2009 при аналогичных обстоятельствах дела пришел к выводу о нарушении законных прав участника размещения заказа, лишенного возможности участвовать в рассмотрении жалобы и представлять возражения относительно ее содержания, и, как следствие, о несоответствии решения антимонопольного органа положениям Закона N 94-ФЗ.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 26.01.2011 N Ф03-9453/2010 по делу N А59-2174/2010 также удовлетворил заявление о признании недействительными решений и предписания антимонопольного органа о нарушении заказчиком законодательства о размещении заказов, обосновав свое решение тем, что отсутствие на официальном сайте уполномоченного органа уведомления о поступившей жалобе лишило возможности участника размещения заказа представить свои возражения и участвовать в ее рассмотрении.

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу N А06-8047/2009.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации предписание антимонопольного органа может быть отменено судом.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

29.04.2011