Орган местного самоуправления - заказчик направил организации - победителю конкурса для подписания проект контракта. Организация представила заказчику подписанный проект контракта в срок, но в контракт были внесены изменения (исключены требования к качеству выполнения работ), в результате которых условия контракта отличались от предусмотренных конкурсной документацией. Могут ли такие действия организации послужить основанием для признания ее уклонившейся от заключения контракта?

Ответ: При изменении организацией условий, указанных в проекте контракта, направленном в ее адрес заказчиком, она может быть признана уклонившейся от заключения контракта.

Обоснование: В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 528 ГК РФ проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Согласно ч. 10 ст. 28 Закона N 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации.

На основании ч. 1 ст. 29 Закона N 94-ФЗ в случае, если победитель конкурса не представил заказчику подписанный контракт, переданный ему в соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона N 94-ФЗ, победитель конкурса признается уклонившимся от заключения контракта.

ФАС Московского округа в Постановлении от 29.01.2008 N КГ-А40/14449-07 по делу N А40-24236/07-8-233 отметил, что подписанный проект контракта содержал отличия от поданной победителем конкурса заявки и конкурсной документации и не содержал ряд существенных условий, предусмотренных конкурсной документацией. В частности, победителем конкурса в одностороннем порядке изменен порядок распределения стоимости работ по этапам их выполнения и исключены требования к качеству выполнения работ. Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что действия победителя конкурса правомерно квалифицированы как уклонение от заключения контракта.

Аналогичный вывод содержится в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2010 по делу N А33-15343/2009, от 13.05.2009 N А33-17362/08-Ф02-1949/09 по делу N А33-17362/08.

Следовательно, действия организации в рассматриваемом случае могут послужить основанием для признания ее уклонившейся от заключения контракта.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

28.04.2011