Некоторые работники организации направили в органы по контролю за уплатой страховых взносов письменные жалобы, в которых указали, что с выплачиваемой им заработной платы не уплачиваются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Могут ли жалобы работников явиться основанием для проведения выездной проверки организации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"?

Ответ: Законодательством РФ прямо не предусмотрено, что на основании письменных жалоб работников, в которых они указывают, что с выплачиваемой им заработной платы не уплачиваются страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, органы по контролю за уплатой страховых взносов имеют право провести выездную проверку организации. Вместе с этим не исключено, что органы по контролю за уплатой страховых взносов могут включить такую организацию в ежегодный план проведения выездных проверок. При этом территориальные органы Фонда социального страхования РФ вправе провести внеплановую выездную проверку, если получат жалобу работника на отказ организации в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения.

Обоснование: В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, определены в ст. 3 Закона N 212-ФЗ (территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные органы Фонда социального страхования РФ).

Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.

Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ч. 2 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, действительно, в ходе проведения выездной проверки может быть установлен факт своевременности уплаты организацией (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Вместе с этим в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ и территориальные органы Фонда социального страхования РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

С учетом изложенного органы по контролю за уплатой страховых взносов вправе проводить выездные проверки организации на основании разработанных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов. Сам по себе факт поступления в органы по контролю за уплатой страховых взносов жалоб работников одной из организаций не может явиться основанием для безусловного проведения выездной проверки организации.

Вместе с этим отметим, что законодательством РФ не установлен порядок, в соответствии с которым органы по контролю за уплатой страховых взносов должны формировать ежегодный план проведения выездных проверок. Не исключено, что в такой план могут быть включены организации, работники которых направили в органы по контролю за уплатой страховых взносов соответствующие жалобы.

В дополнение заметим, что в совместном Письме ПФР и ФСС РФ от 21.12.2010 N ТМ-30-24/13848/02-03-08/13-2872 определены критерии, учитываемые при формировании плана-графика выездных проверок на 2011 г. Жалобы работников организаций в соответствии с данным Письмом не отнесены к таким критериям.

Одновременно с этим следует обратить внимание, что в силу ч. 3 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в случае поступления жалобы застрахованного лица на отказ страхователя в выплате страхового обеспечения или на неправильное определение страхователем размера страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести внеплановую выездную проверку правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

Таким образом, территориальные органы Фонда социального страхования РФ (которые в силу ст. 3 Закона N 212-ФЗ являются органами контроля за уплатой страховых взносов на указанные цели) вправе назначить внеплановую выездную проверку правильности расходов организации на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

27.04.2011