В ходе проведения выездной проверки организации предъявлено требование на представление документов и дополнительных сведений. Имеет ли право налоговый орган запрашивать любую информацию в ходе проведения выездной проверки? Если да, то может ли налоговый орган предоставить полученные сведения от организации третьим лицам?
Ответ: Налоговые органы при проведении выездной проверки вправе запросить любые документы и сведения, перечисленные в представленных требованиях, если они касаются исчисления и уплаты проверяемых налогов, относятся к проверяемым периодам, и составление которых предусмотрено законодательством.
Представленные налогоплательщиком документы и сведения являются налоговой тайной, которую налоговый орган не вправе разглашать третьим лицам. За разглашение налоговой тайны налоговый орган и его должностные лица несут уголовную ответственность, а также ответственность за причинение убытков организации.
Обоснование: Обязанности налогоплательщиков закреплены в ст. 23 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой за налогоплательщиком закреплена обязанность представлять в налоговые органы в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, и осуществлять иные действия.
В свою очередь, на основании ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, и совершать иные действия.
Из норм ст. 89 и п. 1 ст. 93 НК РФ следует, что должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе истребовать информацию и документы, относящиеся к деятельности налогоплательщика при проведении в отношении него выездной проверки. Истребуемые документы и указанная информация должны касаться исключительно порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам.
При этом арбитражные суды встают на сторону налогоплательщика в ситуациях, когда налоговый орган запрашивает документы и информацию, не относящиеся к налогам, в отношении которых идет проверка.
Так, ВАС РФ в Постановлении Президиума от 08.04.2008 N 15333/07 указал, что истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Если такое требование не исполнено налогоплательщиком по причине истребования документов, которые не относятся к предмету налоговой проверки, или по причине неопределенности истребуемых документов, оснований для применения ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, не имеется.
К аналогичным выводам приходят и нижестоящие арбитражные суды. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 15.01.2010 N КА-А40/14964-09 ИФНС привлекла налогоплательщика к ответственности за непредставление приказов о назначении на должность, ведомостей, главной книги. Как указал суд, непредставление тех документов, ведение которых для целей налогообложения не является обязательным, не может влечь ответственность (см. также Постановления ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/4792-09, от 13.03.2006, 09.03.2006 N КА-А40/1386-06, ФАС Уральского округа от 30.07.2008 N Ф09-5400/08-С3, от 06.02.2007 N Ф09-122/07-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 03.04.2007 N Ф04-1830/2007(32936-А27-6)).
Кроме того, существует арбитражная практика, в которой суды делают выводы, что налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика только те документы, которые у него имеются или он обязан иметь (составлять, вести) в соответствии с действующим законодательством (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.10.2007 по делу N А13-1161/2007, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2007 N 17АП-783/07-АК по делу N А50-17916/2006-А9, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 по делу N А56-44625/2006). Также Минфин России в Письме от 08.04.2011 N 03-02-07/1-113 отметил, что требования налогового органа к налогоплательщику о представлении документов, составление которых не предусмотрено законодательством, могут быть оспорены в установленном порядке.
При этом следует отметить, что налоговые органы не вправе представлять третьим лицам полученные от налогоплательщика документы и информацию на основании норм пп. 8 п. 1 ст. 32, п. 4 ст. 82 и ст. 102 НК РФ. Сведения, полученные от налогоплательщика в ходе выездной проверки, относятся к налоговой тайне, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ. Источник сведений не имеет значения. Так, им может быть как сам налогоплательщик, так и его контрагенты, банк, лицензирующий орган, любые другие лица, которые располагают о нем информацией. Кроме того, различные сведения о налогоплательщике налоговые органы могут получить сами, например, в ходе проведения мероприятий налогового контроля (допросов свидетелей, экспертиз, осмотров территории и т. д.).
Налоговая тайна не подлежит разглашению. К разглашению относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налоговой. Поэтому налоговые органы не вправе сообщать информацию третьим лицам, ставшую известной по результатам налоговой проверки (камеральной, выездной) либо по факту представления отчетности (Письмо Минфина России от 21.09.2010 N 03-02-08/52).
В этой связи также необходимо добавить, что на основании п. 4 ст. 82 НК РФ при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов. Это также подтверждается Определениями Конституционного Суда РФ от 17.06.2008 N 451-О-П, от 06.03.2008 N 449-О-П.
Если лица, которые обязаны хранить налоговую тайну, разгласили ее, они могут быть привлечены к ответственности, которая предусмотрена федеральными законами (п. 4 ст. 102 НК РФ).
Так, за разглашение налоговой тайны указанные выше лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 183 Уголовного кодекса РФ. В частности, незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, причинившие крупный ущерб, наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Кроме того, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие их неправомерных действий (решений) или бездействия (абз. 1 п. 1 ст. 35, ст. 103 НК РФ). К таким неправомерным действиям или бездействию относится в том числе разглашение налоговой тайны. Если в результате этого налогоплательщику были причинены убытки и ему удалось это доказать, то он вправе требовать их возмещения за счет федерального бюджета (абз. 2 п. 1 ст. 35, п. 2 ст. 103 НК РФ).
Е. А.Емельяненко
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс
27.04.2011