Организация обнаружила при инвентаризации ценные бумаги, которые ранее не отразила у себя на балансе. Документов, подтверждающих их приобретение, нет. В реестре акционеров организация зарегистрирована как владелец данных ценных бумаг. Возникают ли у организации какие-либо налоговые последствия в связи с вышеуказанной ситуацией в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: Следует отметить, что по данному вопросу Минфин России еще в 2007 г. в своем Письме от 20.02.2007 N 03-03-06/1/100 сделал вывод о том, что у организации, не отразившей ранее у себя на балансе приобретенные ценные бумаги, но зарегистрированной в реестре акционеров как владелец ценных бумаг, в момент принятия этих бумаг к учету не возникает дохода для целей налогообложения прибыли организаций. Вместе с тем в случае если организация документально не подтвердит расходы, связанные с приобретением указанных выше ценных бумаг, то такие ценные бумаги следует принять к учету в нулевой оценке.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмиссионной ценной бумагой признается любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно признаками, установленными ст. 2 Федерального закона N 39-ФЗ.

Документарной формой эмиссионных ценных бумаг признается форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарной формой эмиссионных ценных бумаг признается форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо.

Реестром владельцев ценных бумаг признается часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг (п. 1 ст. 8 Федерального закона N 39-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Из разд. 2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27, следует, что зарегистрированным лицом является физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр. При этом зарегистрированным лицом может быть владелец ценных бумаг - лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

Следовательно, важным моментом при ответе на вышеуказанный вопрос является то, в какой форме выпущены эмиссионные ценные бумаги - документарной или бездокументарной. Поскольку из вопроса следует, что налогоплательщик зарегистрирован в реестре акционеров как владелец ценных бумаг, такие ценные бумаги следует считать выпущенными в бездокументарной форме. Вывод, противоречащий выводу Минфина России, основан на следующих положениях налогового законодательства.

Так, согласно п. 20 ч. 2 ст. 250 Налогового кодекса РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.

Учитывая данное положение, можно сделать вывод о том, что со стоимости выявленных ценных бумаг организации необходимо заплатить налог.

Далее необходимо обратить внимание на положение п. 2 ст. 254 НК РФ, в соответствии с которым стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Получается, что стоимость выявленных ценных бумаг определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 20 ч. 2 ст. 250 НК РФ.

Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.

Согласно п. 2 ст. 280 НК РФ доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения) определяются, в частности, исходя из цены реализации или иного выбытия ценной бумаги.

Расходы при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг определяются, в частности, исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию.

Получается, что при реализации данных ценных бумаг организация сможет отразить в расходах стоимость выявленных ценных бумаг, определенную согласно вышеуказанному порядку.

Данное мнение тоже имеет право на существование, однако вывод Минфина России представляется более правильным по следующим основаниям.

Во-первых, поскольку налогоплательщик зарегистрирован в реестре акционеров как владелец ценных бумаг, в любом случае он их когда-то приобретал. Он мог получить их и безвозмездно, но в этом случае он уже уплатил налог на основании п. 8 ч. 2 ст. 250 НК РФ. В любом случае запись в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг является подтверждением того, что организация является владельцем ценных бумаг. Следовательно, при выявлении данных ценных бумаг платить налог не следует.

Во-вторых, считаем, что при отсутствии документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг, говорить о том, что расходы при их реализации будут равны определенной стоимости, нельзя.

Д. В.Осипов

Консультант отдела

налогообложения прибыли

(дохода) организаций

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

26.04.2011