ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО Ч. 1 СТ. 20.25 КОАП РФ
С.Е. КОСТЫЛОВ Костылов Сергей Евгеньевич, заместитель руководителя Восточно-Сибирского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Административная ответственность является сложной и многогранной категорией административного права, представляющей разновидность государственного принуждения, регулируемой административно-правовыми нормами. Она применяется на основе закона и осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов, персонифицированно и требует внимательного отношения со стороны контрольно-надзорных органов. Ключевые слова: административная ответственность, объекты культурного наследия, срок, принцип законности, индивидуализация ответственности. Peculiarities of bringing and calculation of periods of bringing to administrative responsibility with regard to part 1 of article 20.25 of the Code on administrative-law violations of the RF S.E. Kosty'lov Administrative responsibility is a complex and comprehensive category of administrative law which represents a variety of state compulsion regulated by administrative-law norms. It applies on the basis of law and is effectuated by means of jurisdiction, law-application acts, its application is of a personified character and it requires an attentive attitude of control-supervision agencies. Key words: administrative responsibility, objects of cultural heritage, period, principle of legitimacy, individualization of responsibility. Административная ответственность как правовой институт организуется на принципах законности, равенства перед законом, целесообразности ответственности, неотвратимости наказания в случае привлечения к административной ответственности, индивидуализации мер ответственности, гласности и находит свое внешнее выражение в ходе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемым усилиями уполномоченных должностных лиц. Должностные лица Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) и ее территориальных органов обязаны принять все меры по привлечению лиц, допустивших административное правонарушение, к административной ответственности при выявлении нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Приказ руководителя Росохранкультуры N 87 от 22.10.2008 дал право должностным лицам Росохранкультуры и ее территориальных органов привлекать к административной ответственности лиц за совершенные административные правонарушения. Приказ утвердил Перечень должностных лиц Росохранкультуры и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.: 7.13, 7.14, 7.15, 7.16, 7.33, 13.20, ч. 2 ст. 13.25, ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20, 19.26, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Данными статьями КоАП РФ определено, за нарушение каких установленных норм в области охраны культурного наследия наступает административное наказание. В этом перечне присутствует и ст. 20.25 КоАП РФ "Неуплата административного штрафа либо самовольное оставление места отбывания административного ареста". Остановимся только на рассмотрении вопроса об особенностях привлечения административным органом к административной ответственности и исчисления сроков привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. На должностных лиц Росохранкультуры возложена обязанность по контролю за своевременной уплатой административного штрафа лицами, привлеченными к административной ответственности по вынесенным постановлениям и, в случае неуплаты административного штрафа в срок, определенный КоАП РФ, обязанность по принятию всех мер по взысканию задолженности по штрафу. Требованиями ч. 1 ст. 31.2 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Как показывает административная практика, административный штраф является самой популярной административной санкцией и выполняет сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную. Однако в силу сложившихся в России неправовых традиций обязанные лица зачастую уклоняются от уплаты административного штрафа. Исходя из требований п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением, и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. При этом закон обязывает должностных лиц контрольно-надзорных органов ожидать поступления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. Далее исходим из того, что вынесенное ранее постановление вручено под роспись законному представителю или представителю привлекаемого к административной ответственности лица. В случае отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, при вынесении постановления о назначении административного наказания копия надлежаще заверенного постановления в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст. 29.11 КоАП РФ) направляется заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, паспортных данных физического лица. У должностных лиц государственного органа имеется подтверждение о получении (или неполучении, по причинам, указанным оператором, оказавшим почтовые услуги) заказного письма о направлении вынесенного постановления. Следовательно, наступает заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях - исполнение постановления. Поэтому на стадии исполнения появляется много новых участников административного производства, действуют специальные принципы. Велико также своеобразие норм, регулирующих правила исполнительного производства, и их источников. Они содержатся в главах 31 и 32 КоАП РФ. При этом ст. 31.2 КоАП РФ возлагает обязательность исполнения постановления по делу об административном правонарушении на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан, юридические лица. Сам порядок принудительного исполнения постановления, вынесенного руководителями Росохранкультуры и ее территориальных органов, регулируется требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с последними изменениями от 27 июля 2010 г.), а также ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ. КоАП РФ определяет три стадии исполнения постановлений о назначении наказания, состоящие из трех этапов: 1) обращение к исполнению (в ч. 1, 2 ст. 31.3, ст. 31.4 КоАП РФ); 2) реальное исполнение наказания названного постановления; 3) окончание исполнения постановления (ст. 32.2 КоАП РФ). При этом важным юридическим вопросом является время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлеченным к административной ответственности (учитывается при решении вопроса о квалификации и назначении наказания за повторное правонарушение в течение года). Со дня вступления постановления в силу оно становится обязательным для исполнения всеми субъектами права, на которых возложена такая обязанность. В соответствии с требованиями ст. 31.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный десятидневный срок, через 10 дней со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, копии постановления. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Исходя из толкования вышеуказанных норм лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа, направить должностному лицу, вынесшему постановление, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа. Следовательно, только после истечения указанного срока в случае неуплаты штрафа наступает событие административного правонарушения, предусмотренного требованиями ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. КоАП РФ устанавливает неблагоприятные для виновного последствия неисполнения постановления. Так, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ установлено, что неуплата виновным административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, влечет наложение на это виновное лицо административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Требованиями ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ установлено, что при отсутствии к установленному сроку документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с последними изменениями от 27 июля 2010 г., ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ)), и принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Должностными лицами составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф, ему разъясняются его права и обязанности. Протокол об административном правонарушении в подобном случае может быть составлен и в отсутствие правонарушителя (должника), если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, считаются возбужденными с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП). Рассмотрение таких дел, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции судьи. Таким образом, срок для исполнения вынесенного постановления составляет 40 дней (включая выходные и праздничные дни). По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может по решению суда повлечь административный арест, протокол об административном правонарушении (по определению должностного лица, правомочного рассматривать дело) передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). При этом дело об административном правонарушении, совершение которого может повлечь административный арест, рассматривается судом в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, т.е. в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении. Таким образом, должник, не уплативший в установленный срок административный штраф, подпадает под юрисдикцию судебного пристава-исполнителя, со всеми вытекающими последствиями: запрет на выезд за пределы РФ, наложение ареста на счет, автомобиль, розыск и арест другого имущества, принадлежащего должнику, для дальнейшей реализации в счет погашения задолженности. При поступлении к судебному приставу исполнительных документов о взыскании денежных средств по штрафу, возбуждается исполнительное производство. При этом исполнительный документ должен соответствовать требованиям закона, включая установленный законом срок для его предъявления, иметь отметку на неисполненном правонарушителем постановлении о вступлении его в законную силу, с указанием конкретной даты и данная запись должна быть заверена надлежащим образом. Таким образом, главной обязанностью должностных лиц Росохранкультуры и ее территориальных органов при привлечении к административной ответственности лиц, не уплативших в срок административный штраф, по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ является: строгий контроль за сроками исполнения правонарушителем вынесенного постановления; при неуплате в срок административного штрафа, направление оригинала протокола и всех необходимых материалов судебным приставам с целью принудительного взыскания административного штрафа; возбуждение административного производства по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ по правилам административного производства, с учетом ст. 28.2 КоАП РФ, без нарушения должностными лицами Росохранкультуры процедуры привлечения к административной ответственности; направление протокола об административной ответственности и других материалов дела мировому судье по месту нахождения органа, вынесшего постановления о назначении административного наказания (с приложением копии неисполненного постановления, имеющего записи о дате вступления в законную силу указанного постановления). Обращаю внимание читателей на некоторые особенности исчисления сроков привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ судом на примере материалов административного дела, направленного Восточно-Сибирским управлением Росохранкультуры мировому судье (для удобства читателям потребуется вооружиться календарем за 2010 г.). Так, должностными лицами управления 27.04.2010 составлен административный протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ на юридическое лицо, не уплатившее административный штраф в установленный Кодексом срок. Перед этим руководителем управления вынесено постановление о назначении административного наказания 26.02.2010, копия которого вручена законному представителю 26.02.2010 (обращаю внимание читателей на то, что вынесенное постановление о назначении административного наказания не было обжаловано или опротестовано). Указанное постановление, исходя из ст. 30.3 КоАП РФ, по мнению управления, должно было вступить в силу через 10 дней со дня вручения (ст. 30.3 КоАП РФ), т.е. 08.03.2010 (без учета выходных и праздничных дней). Однако суд счел законным принять другой срок вступления в законную силу вынесенного постановления - 10.03.2010. По мнению суда, последний день для обжалования приходился на выходной день, следовательно, срок вступления в законную силу постановления должен быть перенесен на первый рабочий день - 09.03.2010. В соответствии с требованиями ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен привлеченным к административной ответственности лицом не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу, т.е., по мнению управления, 07.04.2010. Однако суд посчитал другой срок уплаты административного штрафа, выходящий за пределы 30 дней со дня вступления постановления в законную силу. По мнению суда, последним днем уплаты административного штрафа является 10.04.2010. Вместе с тем суд, учитывая, что 10.04.2010 является выходным днем, определил срок уплаты административного штрафа определен не позднее первого рабочего дня, т.е. 12.04.2010. Кроме того, суд пришел к выводу, что административное правонарушение может быть совершено лицом лишь 13.04.2010, а не 07.04.2010, как посчитал государственный орган. Таким образом, суд принял выходные и праздничные дни в качестве основания для переноса срока уплаты административного штрафа и сделал вывод о преждевременном возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Приведенный пример - единичный в административной практике управления, но заслуживает внимания и возможного применения в деятельности территориальных органов и дает одновременно повод для дискуссий. Список литературы 1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". 2. Приказ руководителя Росохранкультуры N 87 от 22.10.2008. 3. Приказ руководителя Росохранкультуры N 28 от 02.09.2008. 4. Бахрах Д.Н. Административная ответственность по российскому законодательству: Краткие учебные курсы. М.: Норма, 2004. 304 с. 5. Четвертакова Е.Г. Административное право (конспект лекций). М.: ООО "Приор-издат", 2005. 128 с. 6. Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие. М.: Закон и право, 2004. 111 с. 7. Административный материал мирового судьи судебного участка N 13 г. Иркутска N 4-120-10. ------------------------------------------------------------------