Учитывая, что синдицированные кредиты оформляются и как соглашение с множественностью кредиторов, и как соглашение с одним контрагентом, но тем не менее фактически представляют собой предоставление кредитных средств с множеством кредиторов одному заемщику, возможно ли рассматривать синдицированный кредит в целях отнесения на расходы по налогу на прибыль процентов по долговым обязательствам как несколько сделок, совершенных на сопоставимых условиях?

Ответ: Синдицированные кредиты правомерно рассматривать как предоставление кредитных средств с множеством кредиторов одному заемщику, вне зависимости от того, по какой схеме оформляется синдицированный кредит (как соглашение с множественностью кредиторов или как соглашение с одним контрагентом). Поэтому, при условии соблюдения одновременно всех обязательных критериев сопоставимости оформляемых налогоплательщиком синдицированных кредитов, считаем возможным рассматривать синдицированный кредит в целях отнесения на расходы по налогу на прибыль процентов по долговым обязательствам как несколько сделок, совершенных на сопоставимых условиях.

Обоснование: Налоговый кодекс РФ не содержит понятия и специальных требований к порядку учета синдицированных кредитов, на основании которых налогоплательщик вправе учитывать в целях отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам как несколько сделок, совершенных на сопоставимых условиях. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ понятие "синдицированный кредит" следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности.

Согласно пп. 4 п. 2.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения) (утв. Банком России 31.08.1998 N 54-П) (далее - Положение N 54-П) предоставление (размещение) банком денежных средств клиентам может осуществляться, в частности, участием банка в предоставлении (размещении) денежных средств клиенту банка на синдицированной (консорциальной) основе.

В настоящее время определение синдицированного кредита содержится в Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (далее - Инструкция N 110-И). В соответствии с Приложением 4 к Инструкции N 110-И таковыми являются кредиты, в связи с предоставлением каждого из которых принят риск двумя или более банками в соответствии с заключенным между ними договором (договорами).

Отличительными особенностями синдицированного кредита являются:

- наличие двух и более кредиторов;

- оформление многостороннего кредитного договора;

- равные права для всех кредиторов;

- ответственность заемщика перед всеми кредиторами;

- единство информации.

На основании указанной выше Инструкции N 110-И возможно использование различных схем синдицированных кредитов (совместно инициированных, индивидуально инициированных, без определения долевых условий).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, считаем правомерным рассматривать синдицированные кредиты как предоставление кредитных средств с множеством кредиторов одному заемщику, вне зависимости от того, по какой схеме оформляется синдицированный кредит (как соглашение с множественностью кредиторов или как соглашение с одним контрагентом).

Пунктом 1 ст. 269 НК РФ определено, что в целях гл. 25 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Условия будут считаться сопоставимыми, если долговые обязательства выданы в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения одновременно (Письма Минфина России от 17.08.2007 N 03-03-06/1/574, ФНС России от 19.05.2009 N 3-2-13/74).

Таким образом, абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ установлен конкретный перечень критериев для оценки сопоставимости долговых обязательств, который является закрытым. Исходя из положений абз. 5 ст. 313 НК РФ порядок определения сопоставимости по указанным критериям (за исключением критериев по валюте) налогоплательщик вправе определить в учетной политике, заявленной до начала налогового периода. На это обращают внимание и Минфин России в Письмах от 28.07.2010 N 03-03-06/2/131, от 29.07.2009 N 03-03-05/141, и суды (Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2009 N Ф09-4885/09-С3 по делу N А76-23955/2008-37-738/38).

Если организация заключает большое количество договоров, то для целей расчета среднего уровня процентов исходя из принципа сопоставимости указанные долговые обязательства могут быть объединены в соответствующие группы согласно применяемым налогоплательщиком критериям сопоставимости (Письмо Минфина России от 10.06.2009 N 03-03-06/1/393).

Принимая во внимание вышеизложенное, при условии соблюдения одновременно всех обязательных критериев сопоставимости оформляемых налогоплательщиком синдицированных кредитов, считаем возможным рассматривать синдицированный кредит в целях отнесения на расходы процентов по долговым обязательствам как несколько сделок, совершенных на сопоставимых условиях.

Л. В.Попова

Директор Департамента

налогового консультирования

АКГ "Панацея ПРОФ"

25.04.2011