Уполномоченный орган не внес в установленный срок сведения о хозяйственном обществе, созданном в форме полного товарищества, в государственный реестр микрофинансовых организаций

В каком порядке такая организация может признать бездействие уполномоченного органа незаконным?

Ответ: Сведения о юридическом лице вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения уполномоченным органом (Минфином России) полного комплекта документов, предусмотренных ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ).

Бездействие уполномоченного органа, выразившееся в непринятии уполномоченным органом в установленный срок решения о внесении сведений о хозяйственном обществе, созданном в форме полного товарищества, в реестр, может быть обжаловано в судебном порядке. Хозяйственное общество может подать в арбитражный суд заявление о признании бездействия уполномоченного органа незаконным в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав и законных интересов.

Данное заявление рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, в порядке, установленном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В случае установления факта бездействия уполномоченного органа арбитражный суд принимает решение о признании его незаконным.

Обоснование: Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности определяются Законом N 151-ФЗ, вступившим в силу с 4 января 2011 г.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 151-ФЗ внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, отказ во внесении сведений о юридическом лице в указанный реестр и исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляются уполномоченным органом в соответствии с Законом N 151-ФЗ.

Для целей Закона N 151-ФЗ под уполномоченным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности, контролю и надзору в сфере кредитной кооперации, выработке государственной политики, контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством РФ. Это следует из п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере микрофинансовой деятельности, является Министерство финансов РФ. Основание - п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1149 "О мерах по реализации Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций (ч. 1 ст. 5 Закона N 151-ФЗ).

Уполномоченный орган при отсутствии установленных Законом N 151-ФЗ оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения документов, указанных в ч. 4 данной статьи, вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Уполномоченный орган выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Об этом говорится в ч. 7 ст. 5 Закона N 151-ФЗ.

Частью 3 ст. 6 Закона N 151-ФЗ определено, что отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также непринятие уполномоченным органом в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

В силу ч. 3 ст. 198 АПК РФ заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 указанной статьи).

В заявлении должны быть также указаны:

- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 1 ст. 199 АПК РФ).

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ (ч. 2 указанной статьи).

Дела об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Данный срок может быть продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса. Основание - абз. 1 ч. 1 ст. 200 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными. Это следует из ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

Т. И.Сивошенкова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

25.04.2011