Организация получила нематериальный актив (исключительное право на изобретение) в качестве вклада в ее уставный капитал. Обязательно ли для получающей организации наличие первичных документов от передающей организации, подтверждающих расходы последней на приобретение НМА (накладных, платежных документов, договоров купли-продажи, счетов-фактур), для подтверждения обоснованности расходов по налогу на прибыль в виде начисленной амортизации по полученному НМА?
Ответ: Для получающей организации не требуется наличия первичных документов, подтверждающих расходы передающей организации на приобретение НМА, достаточно получить от учредителя выписку из регистров налогового учета. Также налогоплательщику для подтверждения расходов по налогу на прибыль в виде начисленной амортизации по полученному НМА необходимы: договоры с учредителем о передаче исключительных прав; протокол учредителей о внесении НМА в уставной капитал; патенты, свидетельства, удостоверяющие права на НМА; акты приема-передачи НМА; техническая документация на передаваемые объекты.
Обоснование: В налоговом учете исключительное право на изобретение, на полезную модель или программу для ЭВМ признается амортизируемым имуществом (НМА) (п. 1 ст. 256, пп. 1 и 2 п. 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Порядок определения стоимости амортизируемого имущества изложен в ст. 257 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
Положений, касающихся определения для целей налогообложения налогом на прибыль стоимости полученного в качестве вклада в уставный капитал имущества, ст. 257 НК РФ не содержит.
При этом абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ установлено, что стоимость (остаточная стоимость) вносимого имущества определяется по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении.
В соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость имущественных прав, полученных в виде вклада в уставный капитал, признается равной их остаточной стоимости, определяемой по данным налогового учета у передающей стороны, с учетом дополнительных расходов, предусмотренных п. 1 ст. 277 НК РФ. Остаточная стоимость должна быть документально подтверждена.
Положения п. 1 ст. 277 НК РФ не требуют подтверждать остаточную стоимость первичными документами. Остаточная стоимость определяется по данным налогового учета у передающей стороны. Достаточно представить сведения из регистров налогового учета.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 07.11.2006 N А28-3485/2006-50/29 отметил, что основанием для отражения в налоговом учете у принимающей стороны остаточной стоимости основных средств, полученных в качестве взноса (вклада) в уставный капитал, являются в том числе акт о приемке-передаче, технический паспорт основного средства (его копия либо выписка из него с указанием года создания основного средства), выписка из регистров налогового учета учредителя о первоначальной стоимости передаваемого основного средства, о начисленной за период эксплуатации амортизации.
ФАС Московского округа в Постановлении от 17.05.2007, 18.05.2007 N КА-А40/4147-07 счел, что для подтверждения правомерности отнесения на расходы по налогу на прибыль сумм амортизации по помещению, внесенному в уставной капитал, достаточно представленного свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, учредительного договора о создании организации, протокола внеочередного собрания участников общества, актов приема-передачи здания (сооружения), выписки из регистров налогового учета, регистра-расчета амортизации основных средств.
Таким образом, для получающей организации не требуется наличия первичных документов, подтверждающих расходы передающей организации на приобретение НМА, достаточно получить от учредителя выписку из регистров налогового учета. Также налогоплательщику для подтверждения расходов по налогу на прибыль в виде начисленной амортизации по полученному НМА необходимы: договоры с учредителем о передаче исключительных прав; протокол учредителей о внесении НМА в уставной капитал; патенты, свидетельства, удостоверяющие права на НМА; акты приема-передачи НМА; техническая документация на передаваемые объекты.
М. И.Дедусова
ООО "Юридическая компания
"Налоговая помощь"
25.04.2011