Территориальным органом Пенсионного фонда РФ проведена проверка достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 2007 - 2009 гг. При проверке выявлена недостоверность представленных сведений за 2007 г., касающихся исчисления специального трудового стажа, а также отражения номеров и дат первичных документов. Справка о проведенной выездной проверке составлена в декабре 2010 г., акт проверки - в феврале 2011 г., решение о взыскании штрафа по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" вынесено в марте 2011 г. Правомерно ли привлечение организации к ответственности?

Ответ: С учетом сложившейся арбитражной практики привлечение организации к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 г. является неправомерным, если справка о проведенной выездной проверке составлена в декабре 2010 г., акт проверки - в феврале 2011 г., решение о взыскании штрафа по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) вынесено в марте 2011 г., так как с момента представления недостоверных сведений прошло более трех лет.

Обоснование: Согласно ст. 14, п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователь обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального учета, и несет ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений, которые в соответствии с указанным Законом обязан сообщить.

Органы Пенсионного фонда РФ, в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 167-ФЗ, имеют право осуществлять контроль за правильностью представления сведений, требовать от работодателей своевременного и правильного их представления.

Обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в целях персонифицированного учета застрахованных лиц предусмотрена ст. ст. 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ.

В п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ определен перечень документов, содержащих сведения, которые страхователи представляют в орган Пенсионного фонда РФ. Сведения на застрахованных лиц представляют по специальным формам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.

Согласно Письму ПФР от 16.12.2009 N КА-25-25/12669 территориальные органы ПФР вправе проводить проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц как при проведении выездных проверок по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, так и вне рамок проверок по уплате страховых взносов.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

При этом в Федеральном законе N 27-ФЗ не содержится специальных положений о порядке привлечения к ответственности за нарушение его требований.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статьей 1 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что он регулирует отношения, в том числе возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

При этом как Федеральный закон N 27-ФЗ, так и Федеральный закон N 212-ФЗ являются составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, то есть является специальным по отношению к Федеральному закону N 167-ФЗ. При этом иные правила применения положений об ответственности за совершение правонарушений по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ Федеральными законами N N 27-ФЗ и 167-ФЗ не предусмотрены.

Из анализа названных норм следует, что на правоотношения, связанные с персонифицированным учетом, распространяется действие Федерального закона N 212-ФЗ, если иное не установлено Федеральным законом N 167-ФЗ. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения гл. 6 Федерального закона N 212-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).

Таким образом, данная норма связывает начало исчисления срока давности привлечения к ответственности с моментом совершения правонарушения, а не с моментом его обнаружения.

Правонарушение, предусмотренное ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, не является исключением из приведенного правила привлечения к юридической ответственности.

Необходимо отметить, что Федеральный закон N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2010 и возможность придания обратной силы в нем не предусмотрена. По правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу, Федеральный закон N 212-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу (ч. 3 ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ).

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 24.12.2010 N А82-6105/2010-27 пришел к выводу, что у управления ПФР отсутствовали законные основания для применения в отношении организации-страхователя штрафных санкций за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено по истечении предусмотренного ст. 45 Федерального закона N 212-ФЗ трехлетнего срока с момента фактического представления недостоверных сведений по персонифицированному учету.

При этом суд отметил, что на правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования, включая отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, распространяется порядок проведения проверок, оформления их результатов и привлечения к ответственности, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, поскольку Федеральным законом N 27-ФЗ данный порядок не урегулирован.

Как правило, арбитражные суды отклоняют доводы о том, что положения Федерального закона N 212-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с индивидуальным (персонифицированным) учетом. Так, Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 24.12.2010 N А10-2926/2010 отметил, что в ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень правоотношений, на которые не распространяется его действие, при этом правоотношения по индивидуальному (персонифицированному) учету в данный перечень не включены.

В Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2011 N А74-3232/2010 содержится вывод о том, что при взыскании штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, необходимо руководствоваться положениями Федерального закона N 212-ФЗ, если проверка проведена и решение о привлечении страхователя к ответственности принято органом ПФР после 01.01.2010. При этом суд счел: сам факт представления корректирующих сведений не свидетельствует о том, что первоначальные сведения недостоверны. В акте проведенной камеральной проверки и в решении о привлечении к ответственности органом ПФР должны быть изложены обстоятельства совершения правонарушения, указано, когда представлены недостоверные сведения, какие конкретные сведения признаны недостоверными, в чем выражается их недостоверность, изложены обстоятельства, касающиеся установления противоправности действий страхователя, виновности его в совершении правонарушения.

Вместе с тем в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 N А54-1829/2010-С3 судьи пришли к выводу, что положения Федерального закона N 212-ФЗ не подлежат применению, если проверка проведена и завершена органом Пенсионного фонда РФ до 01.01.2010, а решение о привлечении страхователя к ответственности по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ принято в 2010 г. Однако указанное решение о привлечении к ответственности признано судом недействительным в связи с истечением предусмотренного ст. 113 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока давности привлечения к ответственности с момента совершения правонарушения (представления недостоверных сведений за 2005 - 2006 гг.).

Таким образом, привлечение организации к ответственности за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в рассматриваемом случае является неправомерным, так как с момента представления недостоверных сведений прошло более трех лет.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

25.04.2011