Правомерен ли отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный непредставлением налогоплательщиком ветеринарных сопроводительных документов на приобретенную мясопродукцию?

Ответ: С учетом сложившейся арбитражной практики отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный непредставлением налогоплательщиком ветеринарных сопроводительных документов, является неправомерным. Вместе с тем в предоставлении налогового вычета может быть отказано, если судьи приходят к выводу о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности и отсутствии реальности хозяйственных операций.

Обоснование: В силу п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур. При соблюдении названных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов утверждены Приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 N 422 (далее - Правила).

Данные Правила являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданами, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (п. 1.2 Правил).

Ветеринарными сопроводительными документами являются: ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки, ветеринарные сертификаты, формы которых утверждены в приложениях к Правилам.

Вместе с тем, по мнению арбитражных судов, представление ветеринарных документов на приобретенный товар не является обязательным условием для применения вычетов по НДС.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 30.12.2010 N А03-17147/2009 пришел к выводу, что отсутствие у общества ветеринарных документов на приобретенный товар не является основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Суд отметил, что ветеринарные документы по своему предназначению должны свидетельствовать о качестве продукции и ее безопасности, соответственно, должны сопровождать груз до конечного потребителя. Отсутствие ветеринарных документов на товар у продавца может служить основанием для привлечения его к административной ответственности, но не имеет значения в целях налогообложения.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 29.06.2010 N Ф03-3616/2010 (Определением ВАС РФ от 03.11.2010 N ВАС-14619/10 отказано в пересмотре дела в порядке надзора) пришел к выводу, что наличие ветеринарных сопроводительных документов на все виды продукции животного происхождения является обязательным требованием, предъявляемым к лицам, занятым производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения; неоформление таких документов лицу, осуществляющему перевозку продукции животноводства, либо недействительность оформленных документов свидетельствует о том, что такая продукция не подлежит приему для переработки и реализации. Между тем применение налоговых вычетов не может быть поставлено в зависимость от соблюдения обществом законодательства о ветеринарии; отсутствие ветеринарных свидетельств само по себе не свидетельствует об отсутствии реальности сделки.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.03.2009 N А12-14104/2008 (Определением ВАС РФ от 25.05.2009 N ВАС-5993/09 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), признавая неправомерным отказ обществу в вычете НДС, отметил, что отсутствие документов, сопровождающих куплю-продажу и перемещение крупного рогатого скота, в частности: племенных свидетельств на каждое животное, ветеринарных свидетельств на каждую партию, лицензий на разрешение деятельности по разведению племенных животных, - не является основанием для утверждения об отсутствии факта поставки племенного крупного рогатого скота.

Нарушение установленного порядка перевозки племенного крупного рогатого скота без оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов не свидетельствует об отсутствии самого факта перевозки. Правом осуществлять контроль и надзор за соблюдением ветеринарного законодательства налоговый орган не наделен.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.01.2007 N А56-58019/2005 пришел к выводу, что требование налогового органа о представлении ветеринарных свидетельств на ввезенные товары для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов по НДС не основано на нормах налогового законодательства.

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 21.01.2010 N А63-654/2009-С4-30 не принял довод налогового органа об отсутствии у общества ветеринарных свидетельств, необходимых при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации, так как сам по себе данный факт не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.

Вместе с тем судьи могут прийти к выводу о неподтвержденности налогоплательщиком права на налоговый вычет по НДС, если отсутствуют доказательства реальности совершенных сделок, в частности, наряду с ветеринарными документами отсутствуют транспортные документы (товарно-транспортные накладные) на поставленную продукцию, подтверждающие действительность перевозки (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.11.2010 N А10-1347/2010, ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2009 N Ф03-1092/2009, ФАС Московского округа от 15.03.2010 N КА-А41/1733-10, ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2010 N А44-5891/2009).

НК РФ, в том числе положения гл. 21, связывает возникновение прав и обязанностей при исчислении и уплате в бюджет НДС с осуществлением налогоплательщиком реальных операций (фактов хозяйственной деятельности).

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный непредставлением налогоплательщиком ветеринарных сопроводительных документов, при отсутствии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности является неправомерным. Вместе с тем в предоставлении налогового вычета может быть отказано, если судьи приходят к выводу о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности и отсутствии реальности хозяйственных операций.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

25.04.2011