Вправе ли антимонопольный орган провести внеплановую проверку заказчика на предмет соблюдения законодательства РФ о размещении заказов в случае поступления жалобы от лица, не являвшегося участником размещения заказа, на действия заказчика при размещении этого заказа?
Ответ: Если лицо не является участником размещения заказа (не заявило публично о своих намерениях принимать участие в конкурсе на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг), у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы этого лица и внеплановой проверки соответствия процедуры размещения заказа требованиям законодательства.
Обоснование: Из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) следует, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется в том числе путем проведения внеплановых проверок.
В соответствии с п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" таким органом является Федеральная антимонопольная служба.
Согласно ч. 5 ст. 17 Закона N 94-ФЗ внеплановая проверка осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. При этом рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном гл. 8 Закона N 94-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение контракта.
Арбитражные суды отмечают следующее:
- исходя из буквального содержания названной нормы в системной взаимосвязи с положениями гл. 8 Закона N 94-ФЗ право на обжалование действий (бездействия) заказчика имеет участник размещения заказа, претендующий на заключение государственного или муниципального контракта (Постановление ФАС Центрального округа от 07.12.2010 по делу N А64-7990/09);
- ограничение круга субъектов обжалования имеет своей целью исключить вмешательство не участвующих в размещении заказа лиц, тем самым оградить интересы участников, претендующих на заключение контрактов, от необоснованных жалоб, способных повлиять на результаты размещения заказа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2011 по делу N А44-3036/2010);
- претендующим на заключение контракта лицом является лицо, публично заявившее о своих намерениях бороться за право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут быть выражены в обращении с заявлением о представлении документации, сопровождающей соответствующую процедуру размещения заказа (при проведении торгов), заявке, требовании о разъяснении положений документации. Если лицо не является участником размещения заказа (не заявило публично о своих намерениях принимать участие в конкурсе на право заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг), у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы этого лица и внеплановой проверки соответствия процедуры проведения конкурса требованиям законодательства (п. 17 Обзора практики Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, связанных с участием антимонопольных органов, утвержденного Постановлением Президиума ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2010 N 5);
- по смыслу норм Закона N 94-ФЗ государственный контроль осуществляется в целях восстановления публичного порядка и нарушенных гражданских прав. Вместе с тем ничем не ограниченный контроль может мешать реализации общественных отношений, охраняемых законом. Поэтому ограниченный круг субъектов обжалования (по определенному юридическому интересу в исходе дела) призван исключить необоснованные жалобы, способные внести неоправданную дезорганизацию в сложившиеся правоотношения. В связи с этим статус подателя жалобы, его соответствие определенным требованиям закона и четкий юридический интерес добросовестного участника хозяйственного оборота имеют принципиальное значение при решении вопросов о наличии правовых и фактических оснований для соответствующего обжалования и о законности его последствий. Таким образом, право обжалования действий (бездействия) заказчика имеет участник (потенциальный участник) размещения заказа, претендующий на заключение государственного или муниципального контракта (открыто изъявивший желание его заключить), путем подачи жалобы, являющейся основанием для проведения внеплановой проверки, по результатам которой выносится решение. Если лицо заявку на участие в аукционе не подавало, действий, свидетельствующих о намерении участвовать в аукционе (выраженных в письмах, заявлениях, заявке на участие в аукционе, требованиях о разъяснении положений документации и т. п.), не совершало, у него отсутствует право на обращение с жалобой на действия заказчика, а у антимонопольного органа - нет правовых оснований для ее рассмотрения и, соответственно, для проведения внеплановой проверки (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.10.2010 по делу N А28-20046/2009).
Таким образом, антимонопольный орган не вправе провести внеплановую проверку заказчика на предмет соблюдения законодательства РФ о размещении заказов в случае поступления жалобы от лица, не являвшегося участником размещения заказа, на действия заказчика при размещении этого заказа.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
20.04.2011