О праве сторон договора аренды самостоятельно определять размер платы за аренду недвижимого имущества (торговых площадей в торговом центре) исходя из принципа равенства субъектов гражданских правоотношений и взаимовыгодного сотрудничества; о реализации мер по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 апреля 2011 г. N Д05-1191

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел в рамках своей компетенции обращение о снижении арендной платы за торговые площади в ТЦ и сообщает.

В соответствии с общими принципами гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьей 421 ГК РФ установлен принцип свободы договора, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, учитывая отсутствие в действующем законодательстве норм, устанавливающих максимальные ставки по арендным платежам на коммерческую недвижимость, размер арендной платы определяется сторонами договора самостоятельно исходя из принципа равенства субъектов гражданских правоотношений и взаимовыгодного сотрудничества с учетом требований ст. ст. 614 и 654 ГК РФ, регулирующих порядок, условия и сроки внесения арендной платы, а также ее размер.

Вместе с тем государственные органы исполнительной власти не имеют права вмешиваться в спор двух хозяйствующих субъектов.

Для урегулирования гражданско-правовых отношений, по которым стороны не могут прийти к обоюдовыгодному соглашению, возможно обращение в арбитражный суд, который полно и всесторонне исследует обстоятельства дела и примет законное решение по существу спора.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Вместе с тем согласно Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.

В этой связи вышеизложенные разъяснения не являются обязательными для применения, а носят разъяснительный характер.

Дополнительно сообщаем, что реализацию мер по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области осуществляет Министерство экономического развития Астраханской области.

Одновременно сообщаем, что информационное обеспечение форм государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется посредством функционирования Федерального портала развития малого и среднего предпринимательства (http://smb. gov. ru).

Заместитель директора

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

В. Ю.МЕЛЬНИКОВ

18.04.2011