Российский гражданин работал за границей более 1 года и состоял в иностранном государстве на консульском учете. По возвращении в Россию он свои вещи отправил несопровождаемым багажом (общий вес составил 150 кг, стоимость - 3000 евро). При таможенном декларировании этого багажа инспектор таможни не предоставил льготу по уплате таможенных платежей, предусмотренную п. 5 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", ссылаясь на отсутствие пассажирской декларации, оформленной при его следовании через границу. Правомерны ли действия инспектора таможни?

Ответ: Действия инспектора таможни, выразившиеся в непредоставлении освобождения от уплаты пошлин и налогов по основаниям, предусмотренным п. 5 Приложения 3 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение), при отсутствии пассажирской таможенной декларации, оформленной при следовании физического лица через границу, правомерны.

Обоснование: Пунктом 5 Приложения 3 к Соглашению установлено, что товары для личного пользования, за исключением кузовов, ввозимые физическими лицами государства - члена Таможенного союза, временно проживавшими за границей, в случае их нахождения на консульском учете в загранучреждении государства - члена Таможенного союза не менее 1 года при их возвращении в государство - член Таможенного союза могут ввозиться с освобождением от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость таких товаров не превышает суммы, эквивалентной 5000 евро, а также представления документов, выданных дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями государства - члена Таможенного союза за границей, подтверждающих факт нахождения на указанном учете и возвращения лица в государство - член Таможенного союза, в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Таможенного союза. Однако, как следует из названия разд. I Приложения 3 к Соглашению, данная льгота распространяется на сопровождаемый и несопровождаемый багаж. На товары для личного пользования, перемещаемые другими способами (например, доставляемые перевозчиком в адрес физического лица или в международных почтовых отправлениях), такая льгота не распространяется.

В соответствии с п. 2 ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, предусмотренным в п. 1 настоящей статьи, представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

При непредставлении такой пассажирской таможенной декларации по причине ее утраты или по иным причинам ввезенные в несопровождаемом багаже товары для личного пользования рассматриваются как ввезенные с превышением стоимостных, количественных и весовых норм ввоза товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, если физическое лицо не докажет обратное. То есть при отсутствии по любым причинам пассажирской таможенной декларации, оформленной при следовании физического лица через границу, на несопровождаемый багаж будут начисляться таможенные платежи.

Таким образом, действия инспектора таможни, выразившиеся в непредоставлении освобождения от уплаты пошлин и налогов по основаниям, предусмотренным п. 5 Приложения 3 к Соглашению, при отсутствии пассажирской таможенной декларации, оформленной при следовании физического лица через границу, правомерны.

О. Е.Рассолова

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

25.02.2014