Правомерен ли отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный тем, что продавец при расчетах за товар применял не зарегистрированную в налоговых органах контрольно-кассовую технику?

Ответ: С учетом сложившейся судебной практики отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный тем, что продавец при расчетах за товар применял не зарегистрированную в налоговых органах контрольно-кассовую технику, является неправомерным при отсутствии доказательств недобросовестности налогоплательщика-покупателя.

Обоснование: В силу п. п. 1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, основными условиями для принятия НДС к вычету являются приобретение и принятие товаров (работ, услуг) на учет, наличие оформленных в установленном порядке счетов-фактур. При соблюдении названных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении налога на добавленную стоимость, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов при продаже товаров в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника.

При этом на основании п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.

В силу п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ продавец обязан представить соответствующую документацию на используемую ККТ только должностным лицам налоговых органов, на которых возложен контроль за применением ККТ.

По мнению арбитражных судов, применение продавцом товара при расчетах не зарегистрированной в налоговых органах контрольно-кассовой техники само по себе не может влечь неблагоприятных налоговых последствий для налогоплательщика - покупателя товаров в виде отказа в применении налоговых вычетов по НДС.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 05.10.2010 N А56-13151/2010 отметил, что действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщиков проверять в налоговом органе факт регистрации контрольно-кассовых машин, применяемых контрагентами.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.01.2010 N А12-11587/2009 отклонил доводы налогового органа о том, что налогоплательщиком в нарушение норм ст. 172 НК РФ не подтвержден факт оплаты приобретенной у контрагента продукции, поскольку кассовые чеки оформлены по незарегистрированной контрольно-кассовой технике, не может служить основанием для отказа в применении вычета по НДС. Как указал суд, оплата товара не является необходимым условием для применения налогового вычета, что вытекает из содержания ст. 172 НК РФ.

Налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на применение налогового вычета с действиями его контрагентов по сделкам по исполнению своих налоговых обязанностей, в том числе и по уплате этого налога поставщиком товара и по постановке на налоговый учет, а равно и с наличием у него информации о статусе поставщиков и их взаимоотношениях с налоговыми органами.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 10.06.2009 N Ф09-3912/09-С2 принял в качестве надлежащих доказательства, подтверждающие оплату работ, поскольку налоговый орган не представил достаточных доказательств того, что налогоплательщик знал или должен был знать о том, что чеки пробиты на незарегистрированных контрольно-кассовых машинах. Налогоплательщиком представлены в материалы дела документы, подтверждающие реальность и экономическую обоснованность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций.

При этом суд отметил, что право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.

Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком.

Таким образом, возможность возмещения налогов из бюджета обусловливается наличием реального осуществления хозяйственных операций, что, в свою очередь, предполагает уплату НДС в федеральный бюджет. Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, уплаченного поставщику, в случае, если им доказано, что факты реального совершения хозяйственных операций отсутствуют и налогоплательщиком получена необоснованная налоговая выгода, а также документы, представленные налогоплательщиком, являются ненадлежащими.

Исходя из вышеизложенного отказ налогового органа в вычете НДС, мотивированный тем, что продавец при расчетах за товар применял не зарегистрированную в налоговых органах контрольно-кассовую технику, является неправомерным при отсутствии доказательств недобросовестности налогоплательщика.

М. И.Дедусова

ООО "Юридическая компания

"Налоговая помощь"

12.04.2011