Вправе ли орган, осуществляющий полномочия государственного строительного надзора, предъявить в арбитражный суд иск о сносе самовольной постройки, выявленной в ходе проверки соответствия выполняемых организацией работ в процессе строительства?

Ответ: Орган, осуществляющий полномочия государственного строительного надзора, вправе предъявить в арбитражный суд иск о сносе самовольной постройки, выявленной в ходе проверки соответствия выполняемых организацией работ в процессе строительства, поскольку такая возможность следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Между тем законодательством РФ право подобного обращения за органами, осуществляющими полномочия государственного строительного надзора, напрямую не закреплено.

В частности, из ст. 7 Градостроительного кодекса РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

4) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.

В арбитражной практике до недавнего времени не было единого подхода к рассматриваемому вопросу. К примеру, из Постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 по делу N А55-17832/2008 следует, что право на обращение в суд с иском о сносе самовольной постройки имеет лишь лицо, которому на вещном праве принадлежит земельный участок, либо лицо, которое в силу прямого указания закона наделено правомочиями по распоряжению земельным участком.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 14.12.2005 N Ф04-8942/2005(17804-А46-38), напротив, указал на то, что функция контроля, которой наделен орган государственного строительного надзора, подразумевает под собой принятие мер к устранению факта правонарушения, одной из которых является подача исков в суд в случае невыполнения законных требований контролирующего органа.

Однако Президиум ВАС РФ поставил точку в этом споре, отметив в п. 3 Информационного письма от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации" следующее: результатом проведения строительного надзора может быть установление факта существенного нарушения градостроительных и строительных норм и правил в процессе строительства, что является одним из оснований отнесения постройки к самовольным. Самовольная постройка подлежит сносу, а принудительный снос самовольной постройки может быть осуществлен только на основании решения суда, которым удовлетворен иск о сносе. Возможность предъявления иска о сносе самовольной постройки в суд следует из целей осуществления надзора, определенных принципами законодательства о градостроительной деятельности. К таким принципам согласно ст. 2 ГрК РФ, в частности, относятся: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности. В связи с этим за органом, осуществляющим строительный надзор, должно быть признано право на предъявление в публичных интересах в суд иска о сносе самовольной постройки. Статья 53 АПК РФ не может рассматриваться как не допускающая реализацию полномочий названного органа, закрепленных законом.

Таким образом, орган, осуществляющий полномочия государственного строительного надзора, вправе предъявить в арбитражный суд иск о сносе самовольной постройки.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

11.04.2011