В какой срок и по какой форме (старой или новой) плательщику страховых взносов необходимо представлять расчет по форме-4 ФСС начиная с I квартала 2011 г.? Какие последствия может повлечь непредставление расчета по форме-4 ФСС в установленный срок или представление расчета в срок, но по старой форме?
Ответ: Плательщик страховых взносов за I квартал 2011 г. должен представить расчет по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н, не позднее 15 апреля 2011 г. За непредставление расчета в установленный срок плательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). В случае представления расчета по устаревшей форме органы ФСС РФ могут отказать в его принятии и потребовать представления расчета по действующей форме. Предполагаем, что органы ФСС РФ могут привлечь плательщика к вышеуказанной ответственности и в случае, если пропуск срока вызван изначальным представлением расчета по устаревшей форме. Однако, по нашему мнению, в этом случае у плательщика страховых взносов есть шанс отстоять неправомерность привлечения к ответственности в суде ввиду того, что Законом N 212-ФЗ не предусмотрена ответственность за представление расчета по устаревшей форме.
Обоснование: Как следует из ч. 1, 3 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 7, ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, расчет по форме-4 ФСС обязаны представлять плательщики страховых взносов из числа страхователей, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым или отдельным видам гражданско-правовых договоров.
Согласно п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Частью 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ установлено, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то последним днем подачи расчета будет являться ближайший следующий за ним рабочий день.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н утверждена форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, а также Порядок ее заполнения.
Согласно п. 2 указанного Приказа утвержденная им форма расчета 4 ФСС применяется начиная с I квартала 2011 г.
Пунктом 3 данного Приказа признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
Таким образом, плательщик страховых взносов за I квартал 2011 г. должен представить расчет по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 156н, не позднее 15 апреля 2011 г.
В соответствии со ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 руб.
По вопросу представления расчета по устаревшей форме необходимо отметить, что правоприменительной практики по данной проблеме пока нет, но в связи с введением новой формы-4 ФСС предполагаем, что она может появиться. Кроме того, предполагаем, что органы ФСС РФ будут, во-первых, на основании п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ отказывать в принятии расчетов по устаревшей форме, а во-вторых, в случае если расчет по действующей форме будет представлен позже срока, применять вышеуказанные санкции. При этом нужно отметить, что Закон N 212-ФЗ не устанавливает ответственности за представление расчета по устаревшей (недействующей) форме. Следовательно, у плательщика страховых взносов в случае привлечения его к ответственности в подобной ситуации будет шанс отстоять в суде неправомерность таких действий. Такое предположение мы делаем, основываясь на практике, сложившейся при рассмотрении судами дел о привлечении к ответственности за представление устаревших форм налоговых деклараций. Отметим, что суды, вынося решения в пользу налогоплательщиков, основывались на том, что Налоговым кодексом РФ ответственность за представление декларации по устаревшей форме не предусмотрена (см., например, Определение ВАС РФ от 25.08.2008 N 10513/08 по делу N А19-16490/07-44, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2009 N А42-5268/2008, ФАС Московского округа от 23.10.2009 N КА-А40/11061-09 по делу N А40-90529/08-109-415, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-5524/08-С3 по делу N А76-1397/08). Следовательно, основываясь на позиции арбитражных судов, мы делаем вывод о том, что, если привлечение к ответственности по ст. 46 Закона N 212-ФЗ будет применено в случае представления плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета 4 ФСС по устаревшей форме, а впоследствии после отказа органа ФСС РФ в принятии расчета - по действующей форме, но с нарушением срока, существует возможность принятия решения судом в пользу плательщика страховых взносов. Однако еще раз уточняем, что данный вывод носит исключительно характер предположения, основан на решениях судов, относящихся к аналогичным проблемам при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, сделан ввиду отсутствия правоприменительной практики по подобным вопросам в отношении представления расчетов 4 ФСС и носит характер дополнительной информации для заинтересованных лиц.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
11.04.2011