Обобщение арбитражной практики по вопросам применения земельного законодательства

В практике арбитражных судов споры, регулирование которых подпадает под нормы земельного законодательства, встречаются достаточно часто. Статистические данные, приведенные на официальном сайте ВАС РФ, свидетельствуют об увеличении количества дел с применением законодательства о земле - в первом полугодии 2008 г. относительно аналогичного периода 2007 г. увеличение таких дел, рассмотренных арбитражными судами первой инстанции, составило 62,8%.

Шестым арбитражным апелляционным судом за первое полугодие 2008 г. рассмотрено 37 дел соответствующей категории, включая гражданско-правовые споры и споры, разрешаемые в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Нередко по делам этой категории возникают вопросы, связанные с применением той или иной правовой нормы, при этом следует отметить постоянное изменение законодательства в указанной отрасли права. Анализ возникающих вопросов позволяет прийти к выводу об особой актуальности проблем относительно оформления права собственности на землю, полномочий на распоряжение земельными участками, платы за землю. Первое из обозначенных направлений является предметом настоящего обобщения.

Земельный участок как недвижимое имущество может являться объектом прав на него: права собственности - как частной (граждан и юридических лиц), так и публичной (федеральной, субъектов РФ и муниципальных образований); права постоянного (бессрочного) пользования; права безвозмездного срочного пользования, права пожизненно наследуемого владения; права аренды; права ограниченного пользования (сервитута).

При этом необходимым условием для признания земельного участка предметом сделок, имеющих целью возникновение вышеперечисленных прав, является его государственный кадастровый учет. Так, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 37 ЗК РФ); договор аренды земельного участка, в отсутствие кадастрового учета послед него, не признается заключенным (п. 2 ст. 22 ЗК РФ, п. 3 ст. 607 ГК РФ).

В качестве иллюстрации к сказанному - пример из практики. Арбитражный суд рассматривал дело по иску Общества к администрации города о признании предварительного договора аренды земли недействительным (ничтожным). При разрешении спора суд исходил из того, что в силу п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать сущест венные условия основного договора, к числу которых относится условие о предмете договора (ст. 432 ГК РФ); в соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, в противном случае условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным; кадаст ровый учет земельного участка является необходимым условием для признания его предметом договора аренды. Суд установил, что в договоре, о недействительности которого заявлено, указаны площадь, адрес и кадастровый номер подлежащего передаче в аренду земельного участка, при этом нет доказательств кадаст рового учета этого земельного участка, а значит, отсутствуют основания для указания кадастрового номера в договоре (ст. 70 ГК РФ). В этой связи суд признал спорный договор незаключенным и отказал в иске о признании его недействительным ввиду отсутствия предмета признания*(1).

В рамках темы о правах на землю отдельного внимания заслуживает право собственности. Законодательно предусмотрено право граждан и юридических лиц на приобретение, в том числе в собственность, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; общие правила относительно данной возможности определены в ст. 28 ЗК РФ.

В развитие данной нормы ст. 36 ЗК РФ закрепляет порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Далее следует подробно остановиться на отдельных пунктах данной статьи.

В п. 1 ст. 36 ЗК РФ оговорено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков граждан и юридических лиц, которым принадлежат на праве собственности расположенные на соответствующем земельном участке здания, строения, сооружения.

Из формулировки названного пункта возник вопрос о возможности собственника строения реализовать право на приватизацию земельного участка в случае, если этот собственник после введения в действие ЗК РФ воспользовался исключительным правом на оформление права аренды на соответствующий земельный участок. За время действия обсуждаемой нормы права правоприменительная практика в этом направлении претерпела изменение, о чем речь пойдет ниже.

Пленум ВАС РФ в абз. 3 п. 7 постановления от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" дал следующие разъяснения: если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка согласно п. 1 ст. 36 названного Кодекса.

В соответствии с указанными разъяснениями споры, связанные с решением вопроса о приватизации земельного участка собственником находящегося на этом участке объекта недвижимости, решался в зависимости от наличия у собственника договора аренды относительно спорного участка земли и, при положительном ответе на первый вопрос, в зависимости от даты заключения договора аренды. Если соответствующий договор аренды имел место и при этом датировался позднее вступления в действие ЗК РФ, суд приходил к выводу об отсутствии у собственника недвижимости исключительного права на приватизацию расположенного под этой недвижимостью земельного участка. При этом имелось в виду, что реализация исключительного права собственником недвижимости не влияет на права собственника земельного участка, на котором эта недвижимость расположена, распорядиться соответствующим участком, в том числе посредством предоставления его в собственность*(2).

В настоящее время внесены изменения в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В соответствии с п. 2.2 ст. 3 указанного закона (в редакции от 24.07.07, начало действия которой 30.10.07) собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Таким образом, п. 1 ст. 36 ЗК РФ (также действует в новой редакции от 24.07.07) следует применять с иной точки зрения, а именно: исходя из наличия у собственника недвижимого имущества права на приватизацию земельного участка вне зависимости от оформленного им ранее права аренды на этот участок. Соответствующая позиция имеет отражение на практике*(3).

Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав, в том числе права собственности, на земельные участки указанные в названной статье лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок; перечень прилагаемых к заявлению документов устанавливается полномочным федеральным органом исполнительной власти, и этот перечень является исчерпывающим.

В силу п. 6 ст. 36 ЗК РФ (здесь приводится новая редакция пункта, действие которой начинается с 24.10.08) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления (в данном случае рассматривается ситуация с направлением заявления о приобретении земельного участка в собственность) принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Указанные выше пункты 5 и 6, точнее, их реализация исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, порождают в ряде случаев споры, в том числе о признании незаконным действий или бездействия, о понуждении к заключению договора купли-продажи.

Обозначенные категории споров следует разграничивать.

Так, при разрешении требования, заявленного в порядке гл. 24 АПК РФ, необходимо устанавливать наличие в совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий (бездействия) действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя. В рамках таких дел не разрешается вопрос о понуждении к заключению договора, а в случае обоснованности требования заявителя ответная сторона обязывается совершить предусмотренные законом действия, что согласуется с п. 5 ст. 201 АПК РФ.

При разрешении иска о понуждении к заключению договора суду надлежит устанавливать, в числе прочего, обязательность заключения договора для ответчика; уклонение ответчика от заключения договора; при удовлетворении иска надлежит определить условия договора, что следует из п. 4 ст. 445 во взаимосвязи со ст. 421 ГК РФ.

И в первом, и во втором случаях для правильного рассмотрения дела необходимым является выяснение вопроса о наличии законодательно установленных ограничений в обороте испрашиваемого земельного участка - имеется в виду правило об ограничении оборотоспособности земельных участков, а также общее правило о том, что земельные участки предоставляются в частную собственность, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральным законом (ст. 15, 27, п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Следующий пример является подтверждением сказанному. Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации города в предоставлении права выкупа земельного участка. При разрешении дела установлено, что заявитель является собственником строения, расположенного на спорном участке земли; на заявление о выкупе соответствующего земельного участка, направленное в адрес администрации, предприниматель ответа не получил; при этом спорная территория расположена в границах красных линий и принадлежит к землям общего пользования. В соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.). Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. При установленных обстоятельствах и с учетом вышеприведенных норм права суд пришел к выводу о том, что спорный участок земли не может передаваться в собственность землепользователю и бездействие администрации в этой связи не нарушает права и законные интересы заявителя*(4).

Если ответчик по существу не возражает против заключения договора, в котором заинтересован истец, а предлагает условия выкупа, с которыми истец не согласен, имеет место спор о разногласиях по условиям договора; в этом случае надлежащим способом защиты является передача разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда (п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Практическая важность последнего вывода усматривается из нижеприведенного примера.

В арбитражный суд обратилось Общество с иском, в котором просило обязать Комитет по управлению имуществом города заключить договор купли-продажи земельного участка, ссылаясь при этом на положения п. 4 ст. 445 ГК РФ, в силу которой в ситуации, когда сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Разрешая спор, суд установил, что обязанная сторона (комитет) не уклоняется от заключения договора купли-продажи земельного участка; имеющиеся в деле документы подтверждают согласие ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка на иных, чем требует истец, условиях (по вопросу о размере земельного участка). На основании установленного и учитывая обращение истца в арбитражный суд с требованием о понуждении к заключению договора на предложенных им условиях, а не о разрешении возникших при заключении договора разногласий, суд в иске отказал*(5).

В соответствии с п. 3 ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, с учетом долей в праве собственности на здание. В этом случае необходимо совместное обращение собственников помещений в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок; порядок подачи такого заявления и действия, которые надлежит совершить в связи с поступлением заявления к полномочному органу, прописаны в п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.

Таким образом, порядок приобретения в собственность земельного участка для собственников и сособственников различен.

В этой связи уместно обратить внимание на позицию КС РФ, выраженную в определении от 05.03.04 N 82-О. В этом определении указано на то, что неодинаковый порядок приобретения прав на неделимые земельные участки для собственников расположенных на них зданий, строений, соору жений и сособственников не нарушает конституционный принцип равенства, поскольку данный порядок обусловлен различными фактическими и правовыми условиями, в которых находятся индивидуальные собственники и сособственники имущества, а право общей собственности (долевой или совместной) двух или более лиц отличается по правовому режиму от права собственности, принадлежащего одному лицу. Порядок, предусматривающий совместное обращение в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления граждан или юридических лиц, являющихся сособственниками жилых зданий, строений, расположенных на земельном участке, для приобретения прав на данный участок, направлен на защиту прав и законных интересов всех сособственников этих зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке. При этом отмечено, что в соответствующих случаях суду необходимо выяснять вопрос о неделимости (делимости) земельного участка, относительно которого возник спор.

Следует обратить внимание на ситуацию, когда в число сособственников недвижимого имущества, расположенного на неделимом земельном участке, входят публичные образования - Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. Представляется, что в этом случае, учитывая специальные нормы о возникновении у таких лиц прав на соответствующий земельный участок, необходимость совместного с указанным образованием обращения с заявлением в соответствующий орган отсутствует, однако заявление других собственников должно формулироваться как требование о предоставлении участка в общую долевую собственность.

Несоблюдение порядка обращения с заявлением о приобретении в собственность земельного участка при нахождении на нем имущества - общей собственности влечет для заинтересованного лица неблагоприятные последствия.

Так, по одному из дел арбитражный суд рассмотрел заявление Общества о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе заключить договор купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости. При рассмотрении заявления установлено, что на испрашиваемом Обществом земельном участке расположено принадлежащее ему на праве собственности помещение - первый этаж пристройки к зданию; пристройка имеет подвальный этаж, который является муниципальной собственностью; первый и подвальный этажи расположены друг над другом, не имеют сообщения между собой и имеют разные входы. На основании установленного суд сделал вывод о том, что земельный участок под пристройкой, учитывая отсутствие соответствующего соглашения между сособственниками помещений о разделе прав на этот участок, выступает объектом прав в целом, т.е., учитывая положения ст. 6 ЗК РФ, ст. 128 и 133 ГК РФ, является неделимым. Поскольку Общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, а не в общую долевую собственность, отказ органа местного самоуправления в удовлетворении названного заявления не противоречит положениям ст. 36 ЗК РФ. В этой связи требование Общества отклонено арбитражным судом*(6).

Приведенные выше примеры не охватывают весь спектр вопросов, возникающих при разрешении споров, связанных с оформлением прав на земельные участки. За пределами настоящего обобщения осталось много ситуаций, которые возникают в хозяйственной деятельности и влекут возникновение споров, рассматриваемых арбитражными судами.

Вместе с этим освещенные вопросы свидетельствуют о важности правоприменительной практики и необходимости ее учета при разрешении соответствующих дел. Формирование единого подхода к разрешению возникающих проблем должно способствовать стабильности в экономической сфере, предсказуемости решения конфликтов и, как следствие, уменьшению потребности решать споры в судебном порядке.

Е.Н. Головнина,

судья Шестого арбитражного апелляционного суда

"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 1, январь-февраль 2009 г.