Юридический аспект понятия предпринимательской деятельности как объекта уголовно-правовой охраны

(Хакулов М. Х.) ("Российский следователь", 2005, N 12) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

М. Х. ХАКУЛОВ

Хакулов М. Х., кандидат юридических наук.

Юридический аспект понятия предпринимательской деятельности заключается в том, что предпринимателем может признаваться только лицо, зарегистрированное в этом качестве в установленном законом порядке <*>. -------------------------------- <*> См., например: Аистова Л. С. Незаконное предпринимательство. СПб. С. 91; Горелов А. Признаки незаконного предпринимательства // Законность. 2003. N 4. С. 12.

Согласно ст. 51 ГК юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц, каковым является Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане (физические лица) без образования юридического лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) в различных организационно-правовых формах и действующие на основе любой формы собственности <*>. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация должна получить лицензию. Определенные виды лицензируемой предпринимательской деятельности коммерческие организации могут осуществлять только как исключительные (например, по организации биржевой торговли). Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием). -------------------------------- <*> См.: Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 122.

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская). Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации <*>. -------------------------------- <*> Подробнее об этом см.: Предпринимательское право: Учебник для вузов / Под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. М., 2003. С. 35 - 36.

А. М. Яковлев считает, что государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц "способствует упорядоченности отношений контрагентов, их взаимной идентификации, снабжает гарантией возможной судебной защиты интересов сторон и т. д.". Однако, ссылаясь на п. 4 ст. 23 ГК, он утверждает, что "наличие регистрации не есть обязательное условие предпринимательской деятельности, которая может осуществляться как с регистрацией, так и без нее". Иными словами, государственная регистрация предпринимателя "есть лишь его право, но не обязанность" <*>. -------------------------------- <*> См.: Яковлев А. М. Библия свободной экономики. С. 120; Законодательное определение преступлений в сфере экономической деятельности. С. 39 - 40.

Этот признак некоторыми учеными рассматривается как факультативный, поскольку он является не сущностным, а формальным (его отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной). На факультативность данного признака указывают специалисты не только в области предпринимательского права, но и криминалисты, отмечающие несовершенство определения предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ, поскольку и Гражданский (например, в п. 4 ст. 23), и Уголовный кодекс Российской Федерации (в частности, в ст. 171) называет соответствующую деятельность предпринимательской, даже если она осуществляется без государственной регистрации <*>. Тем не менее вряд ли можно признать обоснованной критику законодательного определения предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ) за то, что оно включает указание на ее зарегистрированный характер, поскольку Гражданский кодекс призван регулировать только правомерные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, он не может содержать определений незаконных видов деятельности. -------------------------------- <*> Коротков А., Завидов Б., Гусев О. Преступления в сфере предпринимательской деятельности и против службы в коммерческих и иных организациях (главы 22 и 23 Уголовного кодекса РФ) // Право и экономика. 1999. N 11. С. 73.

Из ст. 23 и 51 ГК недвусмысленно вытекает именно обязанность государственной регистрации для индивидуального предпринимателя и юридического лица. Однако в целях защиты интересов контрагентов незаконных предпринимателей закон (п. 4 ст. 23 ГК) устанавливает, что и в этих случаях последние не вправе ссылаться в отношении заключенных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями. Иначе говоря, и при отсутствии государственной регистрации самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, является предпринимательской, но только государственная регистрация придает ей законный статус <*>. -------------------------------- <*> См.: Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 164.

Незаконное предпринимательство, осуществляемое без государственной регистрации или лицензии, а равно с нарушением лицензионных требований и условий, способно причинить ущерб гражданам и организациям. Как отмечает А. Э. Жалинский, "общественная опасность деяния состоит в возникновении неконтролируемого "серого", или "теневого", сектора экономики, что влечет нарушение финансовых интересов государства, правил конкуренции на рынке, способствует распространению поддельных товаров, некачественных услуг, иного обмана потребителей и контрагентов" <*>. -------------------------------- <*> См.: Жалинский А. Э. Уголовная ответственность в сфере лицензирования // Закон. 2000. N 1. С. 115.

Кроме того, предпринимательская деятельность, осуществляемая помимо государственного контроля, способна в ряде случаев причинить вред здоровью граждан, интересам общественной нравственности, обороны страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации <*>. -------------------------------- <*> См.: Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 162.

Помимо рассмотренных признаков предпринимательской деятельности, прямо вытекающих из ее законодательного определения, в литературе предлагаются и некоторые дополнительные признаки. По мнению О. М. Олейник, признаком предпринимательской деятельности, не фиксируемым законодателем, является собственная ответственность предпринимателя <*>. Суждение о собственной ответственности как о признаке предпринимательской деятельности не вызывает возражений, поскольку он согласуется с законодательством и с практикой судов общей юрисдикции и арбитражных судов. -------------------------------- <*> Предпринимательское (хозяйственное) право. Т. 1. М., 1999. С. 20 - 21.

Отдельные ученые расширяют перечень признаков предпринимательской деятельности путем искусственного расчленения такого его свойства, как легализованный характер, на две, по их мнению, самостоятельные черты: а) осуществление лицами, официально зарегистрированными в качестве предпринимателя, и б) соответствие деятельности установленному порядку и условиям регистрации (лицензирования) <*>. Для такого искусственного разрыва единого показателя предпринимательской деятельности, на наш взгляд, нет никаких оснований. Во-первых, осуществление государственной регистрации полностью исключает возможность несоответствия предпринимательской деятельности порядку и условиям регистрации. Во-вторых, осуществление регистрации никак не связано с порядком и условиями лицензирования, которые в одних случаях могут предпринимателем соблюдаться, а в других - нарушаться, что автоматически делает предпринимательскую деятельность незаконной (полностью или в какой-то части). -------------------------------- <*> См.: Эминов В. Е. Борьба с незаконной предпринимательской деятельностью. М., 1999. С. 10.

Роль государства в предпринимательской деятельности не сводится только к требованию государственной регистрации подобной деятельности, контролю за его выполнением, но заключается и в ее регулировании. "Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется во всех странах рыночной экономики, регулирование экономической жизни предполагает установление общих правил поведения участников рынка. При этом вмешательство государства может использоваться как в целях ограничения или даже подавления нежелательных для общества видов предпринимательской деятельности, так и в целях развития некоторых форм предпринимательства. Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности - достижение баланса публичных интересов общества в целом и прежде всего социально не защищенных слоев населения и частных интересов субъектов хозяйствования" <*>. -------------------------------- <*> Ершова И. Правовые основы ценового регулирования предпринимательской деятельности // Ученые записки Ульяновского университета. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Выпуск 3 (10). Ульяновск, 1999. С. 82.

Эффективность функционирования рыночного механизма и роль в нем предпринимательства в немалой степени зависят от пределов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. Некоторыми учеными государственное регулирование предпринимательской деятельности понимается слишком упрощенно. Так, Г. С. Аванесян под государственным регулированием предпринимательской деятельности понимает "прежде всего формирование той внешней среды, в рамках которой данная деятельность протекает" и которая включает, "по крайней мере, следующие основные элементы: 1) объективные тенденции, складывающиеся на рынках ресурсов и рынках продуктов и формирующие экономическую конъюнктуру данных рынков (отражающие прежде всего темпы инфляции, уровень процентной ставки, налогообложения, динамику занятости и т. п.); 2) инфраструктуру рыночного хозяйства, включающую государственные и частные финансово-кредитные, законодательные и иные институты, которые правительство призвано формировать и совершенствовать в целях недопущения вакуума координации воспроизводства; 3) общественные отношения - политические, социально-культурные, правовые, развитие которых должно находиться под неусыпным вниманием государства, что требует, в частности, четкого правового регулирования сферы предпринимательства, всемерного укрепления его политических предпосылок, самого общественного статуса" <*>. -------------------------------- <*> См.: Аванесян Г. С. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Выпуск 3 (10). Ульяновск, 1999. С. 71.

Анализ позиции Г. С. Аванесяна свидетельствует о том, что регулирование он практически сводит к государственной поддержке малого бизнеса <*>. Между тем государственное регулирование предпринимательской деятельности, во-первых, не ограничивается сферой малого бизнеса, а во-вторых, выражается не обязательно в его поддержке. Основания для государственного вмешательства в экономику лежат преимущественно в сфере публичных интересов. "Мера государственного воздействия и его пределы при вмешательстве в дела предпринимателя определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономики в сочетании с корректировкой экономического развития в нужном обществу направлении. Эти пределы должны быть точно намечены и закреплены в нормах хозяйственного права" <**>. -------------------------------- <*> См.: Там же. <**> См.: Предпринимательское (хозяйственное) право. Том 1. С. 507.

К основным, т. е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: - антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности; - валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле; - регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий); - патентное законодательство; - защиту прав потребителя; - государственные контракты; - экспорт товаров и технологий двойного назначения; - государственное содействие частному предпринимательству. Закрепляя право на свободу предпринимательской деятельности, Конституция Российской Федерации формулирует его как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Как подчеркнули Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в силу ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <*>. Руководствуясь этими соображениями, государство определяет сферы, в которых осуществление предпринимательской деятельности вообще запрещено (например, торговля людьми, эксплуатация проституции и т. п.) либо ограничено (например, виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с производством, торговлей или ремонтом оружия, и т. п.). -------------------------------- <*> Вестник Высшего Арбитражного Суда. 1996. N 9.

Гарантией конституционного права на свободу предпринимательства является установление в Российской Федерации преимущественно регистрационного порядка образования субъектов предпринимательской деятельности (ст. 23 и 51 ГК РФ), в соответствии с которым гражданин или коммерческая организация вправе с момента государственной регистрации свободно заниматься любым соответствующим регистрационным документам видом предпринимательской деятельности, относительно которого государством не установлено запрета или ограничений. Вместе с тем для осуществления некоторых видов деятельности недостаточно только государственной регистрации, а необходимо получение специального разрешения (лицензии). Перечень таких видов деятельности содержится в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с последними изменениями, внесенными Федеральным законом N 80-ФЗ от 2 июля 2005 г.), а также в нормативных правовых актах о лицензировании банковской, внешнеторговой, таможенной деятельности, деятельности по охране окружающей среды, деятельности, связанной с использованием природных ресурсов, и некоторых других видов деятельности. Одним из элементов установленного государством порядка осуществления предпринимательской деятельности является порядок прекращения такой деятельности путем реорганизации или ликвидации (добровольных или принудительных) субъектов хозяйственной деятельности. Добросовестная конкуренция предпринимателей, являясь базовым механизмом рыночных отношений, побуждает хозяйствующих субъектов к здоровому соперничеству и способствует достижению наилучших экономических показателей. "Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках, препятствует злоупотреблениям этой властью и позволяет обеспечить открытость рынков, защитив общество от необоснованных монополий" <*>. -------------------------------- <*> Предпринимательское (хозяйственное) право. Том 1. С. 579.

Правовые основы поддержки конкуренции как особого направления деятельности государства заложены в Конституции Российской Федерации, которая допускает известные ограничения действий хозяйствующих субъектов в целях защиты интересов других предпринимателей и всего общества (п. 3 ст. 55). Следует иметь в виду, что "поддержка конкуренции как специальная государственная деятельность направлена на то, чтобы гарантировать: а) наличие добросовестной конкуренции; б) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции" <*>. -------------------------------- <*> Тотьев К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции). М., 2000. С. 33.

Нормативную базу для защиты конкуренции как направления государственного регулирования предпринимательской деятельности составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <*> (с последующими изменениями и дополнениями). -------------------------------- <*> См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.

Название документа