ООО занимается перевозкой и сопровождением грузобагажа юридических и физических лиц в арендованных почтово-багажных вагонах по железной дороге. До 1 июля 2009 г. в штате организации числились проводники почтово-багажных вагонов, которые работали по срочным трудовым договорам

С 1 июля 2009 г. с проводниками по соглашению сторон были расторгнуты срочные трудовые договоры.

С наиболее квалифицированными проводниками с 1 июля 2009 г. организация заключает договоры гражданско-правового характера на конкретную поездку, соответственно, с оплатой за время сопровождения груза в пути. Таких проводников осталось 8 человек, работают они практически ежемесячно, но с перерывами от 10 до 25 дней, а иногда при отсутствии груза перерывы у некоторых из них могут превышать два месяца.

В январе 2009 г. и в январе 2010 г. проводники представили в бухгалтерию организации заявления на предоставление стандартного вычета по НДФЛ с пометкой о том, что в других организациях такой вычет они не получают.

Имеет ли право ООО:

- предоставлять стандартный вычет в размере 400 руб. каждому физлицу, работающему по договору гражданско-правового характера, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ с последующим удержанием НДФЛ со всех видов доходов;

- предоставлять данный вычет в месяцах начисления оплаты за выполненные работы по договору либо нарастающим итогом с начала года, включая периоды, в которых начисления заработной платы не было, и до месяца, в котором доходы физлица превысят 40 000 руб.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 апреля 2011 г. N 03-04-06/10-81

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу предоставления стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.

В частности, согласно пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Указанный вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, не превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса, не применяется.

На основании п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса.

Таким образом, при заключении гражданско-правовых договоров на определенный срок организация, выплачивающая доходы по указанным договорам физическому лицу, является налоговым агентом для данного налогоплательщика только в период действия таких договоров и, соответственно, налоговая база по налогу на доходы физических лиц формируется только в эти периоды.

Учитывая изложенное, при заключении организацией с физическим лицом гражданско-правовых договоров в отдельные месяцы налогового периода стандартные налоговые вычеты предоставляются данному физическому лицу только за те месяцы, в которых действовали указанные договоры.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

07.04.2011