О возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка; об установлении налоговой ставки по земельному налогу представительными органами муниципальных образований; об установлении пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий плательщиков страховых взносов, а также о мерах, направленных на стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2011 г. N Д06-1882

Департамент корпоративного управления совместно с Департаментом развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу соотношения кадастровой и рыночной стоимости, а также по вопросу налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности и в сфере развития предпринимательской деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим указанные Департаменты вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. В отношении возможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основаниями для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.

Следует отметить, что указанной статьей определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Кроме того, п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Дополнительно сообщаем, что Типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России, могут быть оспорены в суде, в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.

2. В отношении уплаты земельного налога

Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог (далее - налог) устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, величина налоговой нагрузки определяется налоговой ставкой, устанавливаемой органами муниципальных образований.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса при установлении налога учитывается также фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

С учетом изложенного в целях снижения налоговой ставки представляется целесообразным обращаться в представительные органы муниципальных образований.

3. В отношении налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства

Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.

В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.

В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.

Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут воспользоваться предлагаемыми льготами.

Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", вступившим в силу 1 января 2011 г., на период 2011 - 2012 гг. расширен перечень категорий плательщиков, для которых предусмотрена возможность уплачивать пониженные тарифы страховых взносов.

Кроме того, сообщаем, что Минэкономразвития России поддержало поступивший из Аппарата Правительства Российской Федерации проект федерального закона N 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - законопроект).

Целью законопроекта являются налоговое стимулирование развития малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.

Дополнительно сообщаем, что осуществляются мероприятия по содействию повышению энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства, финансирование которых осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, в частности:

разработка и реализация специальных программ энергосбережения для субъектов малого и среднего предпринимательства (семинары, конференции, круглые столы, пособия и т. п.);

разработка и реализация специальных программ обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с энергосбережением, включая проведение энергетических обследований;

субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с проведением на этих предприятиях энергетических обследований;

субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией на этих предприятиях работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов);

субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов.

Кроме того, функционирует Федеральный портал развития малого и среднего предпринимательства (http://smb. gov. ru), на котором можно получить необходимую информацию, в том числе о программах развития малого и среднего предпринимательства.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

05.04.2011