Организация, в которой работают более 50 человек, представила расчет по форме-4 ФСС РФ по почте, а не в форме электронного документа. К какой ответственности она может быть привлечена?

Ответ: Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и Кодексом РФ об административных правонарушениях ответственность за представление организацией (в которой работают более 50 человек) расчета по форме-4 ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н) по почте, а не в форме электронного документа не установлена.

Обоснование: С 2011 г. предусмотрена обязанность организаций, среднесписочная численность работников в которой больше 50 человек, отчитываться в электронном виде (ч. 10 ст. 15, ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ, пп. "а" п. 1 ст. 26, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

Статья 46 Закона N 212-ФЗ предусматривает ответственность за неподачу расчета в установленный срок. Однако данный штраф предусмотрен для случаев, когда организация не представила отчетность. Ответственности за представление отчетности с нарушением порядка (в частности, требований к форме представления отчетности), установленного Законом N 212-ФЗ, не предусмотрено.

По нашему мнению, в данной ситуации существует вероятность того, что территориальный орган ФСС РФ откажется принимать такую отчетность, так как в таком случае указанное может быть им квалифицировано как непредставление отчетности и повлечь наложение штрафа - 5% суммы взносов, подлежащих уплате на основании расчета за каждый месяц "просрочки", начиная с даты, когда необходимо было отчитаться. Так, до внесения изменений в Налоговый кодекс РФ (т. е. до введения ст. 119.1 НК РФ, вступившей в силу с 2 сентября 2010 г., которой в настоящее время предусмотрена ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)) Минфин России и налоговые органы приравнивали непредставление отчетности в электронном виде к отсутствию отчетности (см., например, Письмо Минфина России от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 (доведено Письмом ФНС России от 09.01.2008 N ЧД-6-25/2@)). Суды не раз отменяли решения налоговых инспекций, указывая на то, что главное - подать отчетность в срок, а не то, в каком виде она сдана. Этой же позиции придерживается и Президиум ВАС РФ (например, Постановления от 17.02.2009 N 11500/08, от 03.02.2009 N 11482/08).

Поэтому в ситуации, если территориальным органом ФСС РФ непредставление отчетности в электронной форме будет квалифицировано как непредставление отчетности, у организации существует риск привлечения ее к ответственности в виде штрафа по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ - 300 - 500 руб. на должностное лицо, вовремя не представившее расчет. Однако следует обратить внимание, что данная ответственность предусмотрена только для случаев непредставления отчетности и, по нашему мнению, не может относиться к случаям, когда расчет был представлен не по установленной законодательством форме (например, в бумажном виде вместо электронной формы).

Е. А.Федорцова

Издательство "Главная книга"

04.04.2011