Организация состоит на учете в налоговом органе г. Москвы по месту своего нахождения. Также организация поставлена на налоговый учет в г. Санкт-Петербурге по месту нахождения недвижимого имущества. Налоговый орган г. Санкт-Петербурга принял решение о проведении выездной налоговой проверки организации по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества. Есть ли основания для признания правомерными действий налогового органа?

Ответ: В случае если налоговый орган принял решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организацией по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества, которая состоит на налоговом учете в г. Москве (по месту своего нахождения) и на учете в г. Санкт-Петербурге (по месту нахождения своего недвижимого имущества), его действия могут быть признаны судом неправомерными. Решение о проведении выездной налоговой проверки вправе принимать налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Такая точка зрения поддерживается и в арбитражной практике. Вместе с тем существуют и судебные решения, в которых выводы судов поддерживают налоговую инспекцию.

Обоснование: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

В целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок (камеральных и выездных) (п. 1 ст. 82 НК РФ).

Как указано в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

В п. 2 ст. 89 НК РФ определен налоговый орган, который выносит решение о проведении выездной налоговой проверки организации: налоговый орган по месту нахождения организации.

Таким образом, нормы НК РФ разграничивают постановку на учет по месту нахождения организации и постановку на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, а также полномочия налоговых органов, осуществляющих эти виды налогового учета.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 30 НК РФ). Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено назначение выездных налоговых проверок налоговыми органами по месту нахождения принадлежащего организациям недвижимого имущества, налоговая инспекция г. Санкт-Петербурга, приняв решение о проведении выездной налоговой проверки организации, вышла за пределы своей компетенции.

При возникновении споров в таких ситуациях суды обычно поддерживают налогоплательщиков (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2011 N А56-27154/2010, от 14.05.2008 N А56-31372/2007, от 08.05.2008 N А56-19608/2007).

Однако в некоторых случаях суды могут поддержать позицию налогового органа. Например, ФАС Уральского округа занял сторону налогового органа, отметив, что принятие решения о проведении выездной налоговой проверки налоговым органом по месту нахождения недвижимого имущества организации не привело к принятию неправильного решения по итогам проверки и к неправильному доначислению налогов и пеней, следовательно, права организации не нарушены (Постановление ФАС Уральского округа от 21.01.2008 N Ф09-11258/07-С3).

Т. Г.Заграничная

Издательство "Главная книга"

04.04.2011