О защите потребительских прав граждан государств - участников СНГ в Российской Федерации
(Нечипоренко В. Г.) ("Адвокат", 2005, N 11) Текст документаО ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. Г. НЕЧИПОРЕНКО
В. Г. Нечипоренко, адъюнкт Московского пограничного института ФСБ России.
О защите потребительских прав применительно к российским гражданам посвящено немало публикаций, в том числе и в специальной литературе. Но нельзя забывать и о гражданах других государств - участников Содружества Независимых Государств, находящихся на российской территории. Как и россияне, они ежедневно пользуются услугами различных организаций и учреждений (торговли, бытового обслуживания, общественного транспорта и пр.) т. е. выступают потребителями, а значит, могут сталкиваться с теми или иными нарушениями в данной сфере. Как им поступать в таких случаях? Уже более десяти лет действует Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.), защищающий права российских граждан. С чем же остаются гости нашей страны, становясь потребителями в России? Законодатели стран - участниц СНГ предусмотрели защиту данных категорий лиц в Соглашении об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей, подписанном в Москве 25 января 2000 г. <*> (далее - Соглашение). -------------------------------- <*> Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 2 июня 2000 г. Текст Соглашения опубликован в Бюллетене международных договоров. 2002. N 3.
Соглашением предусматриваются такие понятия в области защиты прав потребителей, как недобросовестные хозяйствующие субъекты - продавцы, изготовители, исполнители, допускающие в своей деятельности нарушения законодательства о защите прав потребителей, обычаев делового оборота, если эти нарушения могут причинить или причинили имущественный или неимущественный ущерб гражданам-потребителям и (или) окружающей среде (ст. 1). Статья 3 Соглашения гласит: "Граждане каждого государства - участника СНГ, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств - участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств". Пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает: "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Статья 2 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" содержит аналогичное положение: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора". Из этого следует, что гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации предоставляются равные с гражданами России права в области защиты прав потребителей, включая право обращаться в различные государственные и общественные организации, имеющие полномочия по защите прав потребителей: 1) в Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы; 2) в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а именно: а) в федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, б) в федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах их компетенции; 3) в органы местного самоуправления на территории муниципального образования; 4) в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). С учетом изменений, произошедших за последний год в структуре и системе органов исполнительной власти, имеет смысл кратко остановиться на их основных полномочиях в сфере защиты прав потребителей (в том числе и прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств). Так, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы вправе: 1) направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей; 2) направлять материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении ее действия или досрочном аннулировании; 3) направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей; 4) давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 5) обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в интересах неопределенного круга потребителей. Федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а именно федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции имеют право: 1) направлять предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг), требования о снятии их с производства, прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг), прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации, об отзыве их от потребителей и информировании об этом потребителей; 2) предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг); 3) устанавливать обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществлять контроль за соблюдением этих требований. Координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организацией и проведением работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Органы местного самоуправления на территории муниципального образования в целях защиты прав потребителей вправе: 1) рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; 2) при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); 3) в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг); 4) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Наконец, граждане государств - участников СНГ вправе прибегнуть к общественной защите своих нарушенных потребительских прав. Согласно ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей" граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы). Данные организации в случаях, предусмотренных их уставами, имеют право: 1) проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг), направлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей в уполномоченные органы; 2) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей, установленных законодательством РФ; 3) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протест о признании недействительными актов органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, противоречащим законам в сфере защиты прав потребителей; 4) обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Граждане стран СНГ пользуются равными с российскими гражданами правами защиты своих нарушенных прав в суде (ст. 3 Соглашения). Таким образом, можно констатировать, что механизм защиты потребительских прав иностранцев из государств - участников Содружества Независимых Государств в Российской Федерации законодательно закреплен (в том числе на уровне международных нормативных правовых актов). Однако пока не наблюдается "вала" обращений данной категории лиц с целью защитить свои потребительские права в вышеперечисленные органы, что может быть вызвано их недостаточной информированностью о своих правах.
Название документа