Организация должна была перечислить налог, удержанный ею в качестве налогового агента, в бюджет не позднее 01.09.2010. Налог был перечислен с опозданием - 01.12.2010, и налоговый орган привлек организацию к ответственности по ст. 123 НК РФ. Правомерно ли это?
Ответ: В случае если организация должна была перечислить налог, удержанный ею в качестве налогового агента, в бюджет не позднее 01.09.2010, а перечислила его 01.12.2010, привлечение ее к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ неправомерно, учитывая дату вступления в силу положений статьи, устанавливающих ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление суммы налога, а также мнение судов относительно возможности привлечения к ответственности по прежней редакции ст. 123 НК РФ.
Обоснование: Согласно ст. 123 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования") установлена ответственность налогового агента за неперечисление в установленный срок удержанного налога. Однако эта статья в новой редакции действует с 02.09.2010 (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ). Следовательно, и оштрафовать по ст. 123 НК РФ можно только в том случае, если установленный законодательством срок перечисления налога приходится на период, когда новая норма уже действует, то есть с 02.09.2010. В противном случае это означало бы придание норме обратной силы. А акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Нужно отметить, что налоговые органы пытались привлекать налоговых агентов к ответственности за несвоевременное перечисление удержанного налога и ранее, до внесения в ст. 123 НК РФ поправок. Однако суды принимали сторону налогоплательщиков, указывая на то, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ (в старой редакции), составляет неперечисление налога налоговыми агентами, а не нарушение установленных сроков перечисления. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ) (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 24.11.2009 N Ф09-9213/09-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 09.03.2010 N А45-7657/2008, ФАС Московского округа от 22.07.2010 N КА-А40/7536-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 03.02.2010 N А32-38736/2009-46/620).
Таким образом, учитывая дату вступления в силу положений статьи, устанавливающих ответственность налогового агента за несвоевременное перечисление суммы налога, а также мнение судов относительно возможности привлечения к ответственности по прежней редакции ст. 123 НК РФ, считаем, что привлечение налогового агента к ответственности в ситуации, изложенной в вопросе, неправомерно.
Т. Г.Заграничная
Издательство "Главная книга"
02.04.2011