Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ) дополнена п. 2.1, согласно которому на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства, срок конкурсного производства определяется в судебном акте в рамках дела о банкротстве должника

При этом соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными указанной статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с указанным пунктом ст. 126 Закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

В соответствии с п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам. Требования конкурсного кредитора не подпадают под определение долгового обязательства, предусмотренного ст. 269 НК РФ.

Проценты, предусмотренные п. 2.1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ, не являются так называемыми "договорными процентами", их начисление заранее не предопределено, и право на их получение возникает не при оформлении долгового обязательства, а лишь в случае возбуждения в отношении должника дела о банкротстве при условии включения требований конкурсного кредитора на основании судебного акта в реестр требований кредиторов, и только на стадии конкурсного производства.

Правомерно ли учитывать данные проценты в целях налога на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ как доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций, в виде сумм возмещения убытков (ущерба) в порядке, установленном пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ?

Подпунктом 4 п. 4 ст. 271 НК РФ определено, что для указанных внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.

На какую дату следует признавать в целях исчисления налога на прибыль указанные доходы, если между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором заключено или не заключено соглашение о размере процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора?

Каков порядок учета в целях налога на прибыль указанных процентов в случае, если после реорганизации конкурсного кредитора (исключение из ЕГРЮЛ конкурсного кредитора) в связи с его присоединением к другому юрлицу не было оформлено процессуальное правопреемство в деле о банкротстве согласно ст. 48 АПК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2011 г. N 03-03-06/2/60

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета доходов в виде процентов и сообщает следующее.

Согласно п. 2.1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 127-ФЗ, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии со ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Исходя из этого у организации - конкурсного кредитора появляется внереализационный доход в виде начисленных процентов на сумму требований конкурсного кредитора к должнику.

В соответствии с п. 3 ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

В данном случае проценты начисляются на сумму долговых обязательств должника перед конкурсным кредитором.

По нашему мнению, указанный внереализационный доход признается доходом в виде начисленных процентов, а не в виде сумм штрафных санкций, поскольку для взыскания указанных процентов с должника не требуется ни его признания, ни решения суда о взыскании процентов.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.

Таким образом, начисляемые в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ проценты на сумму требований конкурсного кредитора подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 6 ст. 250 Кодекса.

Что касается даты, с которой начинают учитываться в доходах для целей налогообложения вышеуказанные проценты, то такой датой признается дата открытия конкурсного производства (абз. 4 п. 2.1 ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ).

В соответствии с п. 6 ст. 271 Кодекса указанные проценты при применении метода начисления признаются полученными и включаются в состав внереализационных доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В случае реорганизации организации - конкурсного кредитора путем ее присоединения к другому юридическому лицу налоговый учет указанных доходов осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 251 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

01.04.2011