О порядке применения для целей исчисления налога на прибыль норм, содержащихся в ряде двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, такими как Кипр, Бразилия, Израиль, Великобритания, США, Литва, Индонезия, Люксембург, и устанавливающих ограничения по применению льгот и преимуществ, предусмотренных международным договором

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2011 г. N 03-08-13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом по вопросу применения норм, содержащихся в ряде двусторонних международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами и устанавливающих ограничения по применению льгот и преимуществ, предусмотренных международным договором, сообщает следующее.

Международные договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с такими государствами, как Кипр, Бразилия, Израиль, Великобритания, США, Литва, Индонезия, Люксембург, содержат статьи "Ограничение привилегий/льгот".

В большинстве случаев нормы, содержащиеся в данных статьях, имеют общий характер и направлены на предотвращение злоупотребления положениями договора. При этом в случаях с Кипром, Израилем, Литвой оговаривается, что каждый случай применения положений статьи "Ограничение льгот" к конкретному резиденту согласовывается в ходе консультаций компетентными органами.

В договорах с Великобританией, Бразилией, Люксембургом ограничения в праве лица пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными международным договором, зависят от норм национального законодательства Договаривающегося государства, устанавливающих налоговые освобождения, в том числе для целей привлечения инвестиций.

В связи с этим следует отметить, что в рамках статей "Общие определения" и "Обмен информацией" вышеуказанных двусторонних договоров предусмотрен обмен информацией о налоговом законодательстве, необходимый для применения положений международного договора.

Одновременно сообщаем, что в адрес Минфина России от компетентных органов государств, в договорах с которыми содержится статья "Ограничение привилегий/льгот", информации, имеющей значение для целей применения норм указанной статьи, не поступало.

Тем не менее Минфин России считает целесообразным обратиться к компетентным органам Великобритании и Люксембурга по вопросу согласования процедурных аспектов применения статьи "Ограничение льгот".

С учетом вышеизложенного при отсутствии достаточных оснований полагать, что резидент иностранного государства является лицом, неправомерно применяющим льготы, предусмотренные международным договором, освобождение от уплаты налогов или применение пониженной ставки налогообложения, по нашему мнению, должно осуществляться с учетом норм п. 3 ст. 310 и ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

31.03.2011