Органом местного самоуправления проведен аукцион, по его результатам победителем признана организация, одним из учредителей и генеральным директором которой является работник этого органа местного самоуправления (заместитель руководителя). При этом члены аукционной комиссии также являются работниками этого органа местного самоуправления. Может ли данный факт рассматриваться как нарушение законодательства, вследствие которого возможно признание недействительным решения аукционной комиссии?

Ответ: В рассматриваемом случае суд может признать, что на членов аукционной комиссии способен оказывать влияние (в том числе в силу должностного подчинения руководящему лицу) участник размещения заказа. Вследствие этого возможно признание судом недействительным решения аукционной комиссии.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения аукциона создается аукционная комиссия.

Из ч. 4 указанной статьи следует, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников размещения заказа). В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа. В данном случае члены аукционной комиссии являются работниками органа местного самоуправления и согласно ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ могут быть признаны судом лицами, на которых способен оказывать влияние (в том числе в силу должностного подчинения) участник размещения заказа.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 31.01.2008 N КГ-А40/14644-07 по делу N А40-7121/07-148-65 отмечает, что согласно ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ членами комиссии в том числе не могут быть физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 09.12.2009 N Ф09-9978/09-С5 по делу N А76-6308/2009-2-451 признал нарушением законодательства тот факт, что член котировочной комиссии является сыном учредителя участника конкурса.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 15.03.2010 по делу N А33-7797/2009, рассматривая аналогичную ситуацию, отметил: в связи с тем что на момент проведения аукциона работник органа местного самоуправления являлся генеральным директором организации - победителя аукциона, существует вероятность оказания влияния участником размещения заказа на члена комиссии. Из положений ч. 4 ст. 7 Закона N 94-ФЗ не следует обязательность доказывания заинтересованным лицом факта осуществления участником размещения заказа действий, направленных на оказание влияния на решения и действия комиссии, достаточно подтверждения возможности его оказания.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

31.03.2011