Правомерно ли государственный заказчик в документации открытого аукциона в электронной форме на поставку товара (ткани) для государственных нужд указал, что аукцион в электронной форме проводится на поставку ткани, соответствующей конкретному артикулу?

Ответ: Неправомерность указания конкретного артикула ткани в документации открытого аукциона в электронной форме на поставку товара (ткани) для нужд заказчика участник аукциона (или иное заинтересованное лицо) может попытаться доказать в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В силу ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Исходя из изложенных положений установление в документации открытого аукциона на поставку товара положения, согласно которому аукцион проводится на поставку ткани, соответствующей конкретному артикулу, ограничивает количество участников размещения заказа и является нарушением ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ.

В то же время в судебной практике существует иная позиция. Согласно выводам судов (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 17.06.2010 N А64-6475/09, ФАС Волго-Вятского округа от 25.12.2009 N А28-7590/2009-200/27) заказчик вправе определять в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Кроме того, такая позиция может быть обоснована тем, что, устанавливая рассматриваемое требование, заказчик нуждается в поставке именно этого артикула ткани, например, для пошива специальной одежды.

Е. В.Соснов

Минфин России

31.03.2011