На основании поданной нотариусом декларации по форме 4-НДФЛ от 01.06.2010 о предполагаемом доходе за 2010 г. (1 200 000 руб.) налоговым органом был произведен расчет авансовых платежей за 2010 г. и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление с расчетом суммы налога

1 200 000 x 13% = 156 000 руб. - общая сумма НДФЛ за 2010 г., в том числе по срокам уплаты:

15.07.2010 - 78 000 руб.;

15.10.2010 - 39 000 руб.;

17.01.2010 - 39 000 руб.

Позднее нотариусом в налоговый орган была сдана корректирующая налоговая декларация по НДФЛ (форма 4-НДФЛ) на 2010 г. от 29.11.2010, в которой сумма предполагаемого дохода за 2010 г. указана в размере 2 000 000 руб.

Поскольку указанная декларация сдана после наступления первого (15.07.2010) и второго (15.10.2010) сроков, налоговым органом произведен перерасчет суммы авансового платежа по ненаступившему сроку уплаты, т. е. 15.01.2011 (с учетом того, что 15.01.2011 является выходным днем, срок уплаты авансового платежа - не позднее 17.01.2011).

В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено новое налоговое уведомление на уплату авансового платежа по НДФЛ за 2010 г. по сроку уплаты 17.01.2011 в сумме 104 000 руб.

При этом налоговый орган придерживается позиции, в соответствии с которой налогоплательщиком по сроку 17.01.2011 подлежит уплате разница между суммой налога, начисленной с предполагаемого налогоплательщиком дохода в размере 2 000 000 руб., и суммой налога, исчисленной с предполагаемого налогоплательщиком дохода в размере 1 200 000 руб.

По мнению налогоплательщика, данная сумма авансового платежа является завышенной, рассчитанной с нарушением требований п. 9 ст. 227 НК РФ.

Налогоплательщиком самостоятельно был произведен расчет суммы авансовых платежей по НДФЛ за 2010 г. по ненаступившему сроку исходя из суммы предполагаемого дохода 2 000 000 руб., в соответствии с которым:

2 000 000 руб. = 100%;

260 000 руб. = 13%.

Авансовые платежи по НДФЛ за 2010 г., 260 000 руб.

всего, руб. (100%), из расчета предполагаемого

дохода в сумме 2 000 000 руб.

15.07.2010 (50%) 130 000 руб.

15.10.2010 (25%) 65 000 руб.

15.01.2011 (25%) 65 000 руб.

(17.01.2011)

Таким образом, по расчетам налогоплательщика по сроку 17.01.2011 подлежит уплате авансовый платеж по НДФЛ за 2010 г. в сумме 65 000 руб.

В каком порядке налоговый орган обязан произвести перерасчет суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты в случае увеличения (уменьшения) предполагаемого налогоплательщиком дохода более чем на 50%?

Правильно ли налоговым органом произведен перерасчет суммы авансового платежа по НДФЛ за 2010 г. по ненаступившему сроку уплаты?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 марта 2011 г. N 03-04-05/8-200

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка перерасчета налоговым органом сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц по ненаступившим срокам уплаты и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 227 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов (п. 8 ст. 227 Кодекса).

Согласно п. 9 ст. 227 Кодекса авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

2) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

3) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Пункт 10 ст. 227 Кодекса предусматривает обязанность налогоплательщика представить новую налоговую декларацию в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения дохода. В таком случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Из представленных материалов следует, что на основании декларации по форме 4-НДФЛ, представленной 1 июня 2010 г., налоговым органом был произведен расчет авансовых платежей исходя из предполагаемого дохода в сумме 1 200 000 руб. Общая сумма налога составила 156 000 руб., в том числе по срокам уплаты: 15 июля - 78 000 руб., 15 октября - 39 000 руб. и по сроку 17 января 2011 г. - 39 000 руб.

29 ноября 2010 г. в налоговый орган была сдана корректирующая налоговая декларация по форме 4-НДФЛ, в которой сумма предполагаемого дохода за 2010 г. указана в размере 2 000 000 руб.

Учитывая, что корректирующая налоговая декларация сдана после наступления первого и второго сроков уплаты, налоговым органом должен быть произведен перерасчет суммы авансового платежа по ненаступившему сроку уплаты, то есть 17 января 2011 г., исходя из разницы между скорректированной суммой налога (в данном случае 260 000 руб.), рассчитанной из предполагаемого дохода (2 000 000 руб.), и суммой ранее уплаченных авансовых платежей по первому и второму срокам уплаты (117 000 руб. = 78 000 руб. + 39 000 руб.).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, подлежащая уплате по сроку 17 января 2011 г., составит 143 000 руб. (260 000 руб. - 117 000 руб.).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

31.03.2011