Строительной организацией в отношении рабочего места водителя автокрана в 2013 г. организовано проведение аттестации. При этом до 2014 г. организацией использовался арендованный автокран. В 2014 г. в результате приобретения производственного оборудования, в том числе автокрана, указанный работник начал работать на другом аналогичном автокране, принадлежащем организации. Обязана ли организация обеспечить проведение специальной оценки условий труда в отношении рабочего места водителя автокрана?

Ответ: При замене арендованного автокрана на аналогичный следует идентифицировать наличие влияния потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. По нашему мнению, провести данную идентификацию организация может только с привлечением организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Если замена автокрана способна оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника - водителя автокрана, организация будет обязана провести внеплановую оценку условий труда водителя автокрана. В противном случае организация не обязана проводить специальную оценку условий труда водителя автокрана в течение пяти лет со дня завершения аттестации его рабочего места.

Однако отмечаем, что указанный вывод сделан нами из буквального содержания норм Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). За официальным же разъяснением данного вопроса ввиду отсутствия четкого определения понятия "способность оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников" предлагаем обратиться в компетентные органы.

Обоснование: В силу ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда.

Указанный порядок действует с 01.01.2014.

До указанной даты законодательством было предусмотрено проведение аттестации рабочих мест. При этом аттестации подлежали рабочие места, указанные в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрено, что, в случае если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ.

Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях замены производственного оборудования, которая способна оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников.

При этом обращаем внимание, что законодательством о специальной оценке труда не предусмотрено определение понятия "способность оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников".

Однако необходимо учитывать, что ст. 14 Закона N 426-ФЗ предусмотрена классификация условий труда.

Как следует из ч. 9 указанной статьи, критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ методикой проведения специальной оценки условий труда.

При этом на основании ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В соответствии с ч. 1 указанной статьи процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной ч. 3 ст. 8 Закона N 426-ФЗ.

Таким образом, приходим к выводу, что идентифицировать наличие влияния потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов при замене производственного оборудования организация может только с привлечением эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, который в результате применения специальной методики установит наличие либо отсутствие способности замены автокрана на аналогичный оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника - водителя автокрана.

В случае установления указанной способности организация будет обязана провести внеплановую оценку условий труда водителя автокрана. Если способность оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работника установлена не будет, организация не обязана проводить специальную оценку условий труда водителя автокрана в течение пяти лет со дня завершения аттестации его рабочего места.

За официальным же разъяснением данного вопроса ввиду отсутствия четкого определения понятия "способность оказывать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников" предлагаем обратиться в компетентные органы.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

21.02.2014