О предоставлении рассрочки по уплате денежных средств по кредитному договору, а также о проектах федеральных законов, предусматривающих создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождение гражданина от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 2011 г. N Д06-1783

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу предоставления рассрочки уплаты суммы денежных средств по условиям заключенного с ОАО кредитного договора и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем Министерство не осуществляет правоприменительные функции в установленной сфере деятельности, в частности не вправе принимать решения по вопросам, касающимся деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.

Согласно ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (ст. 821 ГК РФ).

Кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

Кредитор имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором.

Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа (ст. ст. 809 - 810 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором займа (кредитным договором), в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты в размере, предусмотренном п. 1 ст. 395 ГК РФ, со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 809 ГК РФ.

Если договором займа (кредита) предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа (кредита), заимодавец (кредитор) вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами (ст. 811 ГК РФ).

Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК РФ).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 330 ГК РФ).

Вместе с тем представляется целесообразным отметить, что Минэкономразвития России разработаны проекты федеральных законов "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроекты).

Основными целями законопроектов являются создание механизма справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также освобождение гражданина от долгов по результатам завершения реабилитационных процедур.

В ходе реабилитационных процедур по инициативе гражданина-должника может быть введена процедура реструктуризации долгов на срок до пяти лет, направленная на урегулирование задолженности гражданина, предусматривающая погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, в соответствии с условиями плана, утверждаемого арбитражным судом в целях восстановления платежеспособности гражданина.

Следует отметить, что одной из целей реструктуризации долгов является сохранение имущества должника при условии исполнения должником обязательств, предусмотренных планом реструктуризации долгов. При этом в случае продажи имущества в ходе конкурсного производства из конкурсной массы исключаются и не подлежат продаже определенные виды имущества, например жилое помещение и иное имущество, необходимое для обеспечения жизнедеятельности должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Согласно законопроектам должник признается арбитражным судом банкротом, если он не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Совокупный объем задолженности, достаточный для возбуждения дела о банкротстве, составляет 50 000 руб.

После завершения расчетов с кредиторами должник, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (освобождение должника от обязательств), включая требования кредиторов, не заявленные при введении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника. Однако освобождение должника от обязательств не распространяется на требования, неразрывно связанные с личностью кредитора (например, взыскание алиментов).

С полным текстом законопроектов можно ознакомиться на интернет-сайте Минэкономразвития России www. economy. gov. ru.

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

29.03.2011