О государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, в частности, в Московской области, а также о возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 марта 2011 г. N Д06-1750

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу увеличения кадастровой стоимости земельных участков, входящих в состав садоводческого объединения, и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

Государственная кадастровая оценка земель Московской области проводилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В соответствии с п. 3 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.

Государственная кадастровая оценка земель первого и второго туров садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществлялась в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307, предполагающей использование рыночных данных при определении кадастровой стоимости.

Результаты первого тура проведения работ по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".

Результаты второго тура проведения работ по массовой оценке земельных участков Московской области, входящих в состав садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".

Следует отметить, что со времени проведения первого тура государственной кадастровой оценки земель прошел значительный промежуток времени, в течение которого существенно увеличилась рыночная стоимость земельных участков Московской области.

Таким образом, результаты государственной кадастровой оценки земель первого и второго туров могут значительно отличаться.

Дополнительно отмечаем, что ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление его рыночной стоимости.

Следует отметить, что указанной статьей определено, что рыночная стоимость земельного участка для целей подачи заявления о пересмотре его кадастровой стоимости определяется на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.

Дополнительно сообщаем, что Типовые требования к порядку создания и работы комиссии утверждены Приказом Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69, который вступит в силу после его государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.

Кроме того, п. 12 Правил установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Таким образом, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, осуществленного до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде в том числе на основании отчетов об определении их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость земельных участков.

Врио директора Департамента

корпоративного управления

Д. В.СКРИПИЧНИКОВ

28.03.2011