Может ли судом быть признан правомерным отказ налогового органа в возврате переплаты по налогу по причине проведения камеральной проверки уточненной декларации по этому же налогу, учитывая, что факт наличия переплаты на дату обращения в налоговый орган подтвержден документально?

Ответ: Отказ налогового органа в возврате переплаты по налогу по причине проведения камеральной проверки уточненной декларации по этому же налогу в случае, когда факт наличия переплаты на дату обращения в налоговый орган был подтвержден документально, может быть признан судом неправомерным.

Обоснование: Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При этом в силу ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение 1 месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом ст. 78 НК РФ не предусмотрено такое основание отказа в возврате излишне уплаченного налога, как проведение камеральной налоговой проверки. Право налоговых органов на проведение мероприятий налогового контроля не влечет безусловного отказа в возврате сумм излишне уплаченных налогов.

Данное мнение подтверждается судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2008 по делу N А26-2386/2008, ФАС Поволжского округа от 26.03.2009 по делу N А55-12407/2008).

При этом ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 21.07.2010 N А56-69933/2009 указал, что ст. 78 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по представлению повторного заявления на возврат суммы излишне уплаченного налога даже в случае проведения налоговым органом камеральной или выездной налоговой проверки. Равно как нормы НК РФ не обязывают налогоплательщика подавать заявление о возврате налога только после завершения инспекцией каких-либо налоговых проверок.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с позицией, изложенной в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо), срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный п. 9 ст. 78 НК РФ (в настоящее время положения данной нормы соответствуют положениям п. 6 ст. 78 НК РФ), начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

Однако в Постановлении ФАС Московского округа от 13.10.2008 N КА-А40/9680-08 суд признал необоснованной ссылку налогового органа на п. 11 Информационного письма, указав, что в соответствии с п. 11 Информационного письма и по смыслу п. 9 ст. 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже были установлены налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм.

Д. В.Завгородний

Консультационно-аналитический центр

по бухгалтерскому учету

и налогообложению

28.03.2011