Организация - субъект малого предпринимательства в марте 2011 г. выкупила арендуемое государственное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Право собственности организации на указанное имущество зарегистрировано в марте 2011 г., а оплату за него организация будет производить в рассрочку начиная с апреля 2011 г. Обязана ли организация удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента?

Ответ: Если организация - субъект малого предпринимательства в марте 2011 г. выкупила арендуемое государственное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную казну, в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), и в марте 2011 г. зарегистрировала право собственности на него, а оплату за указанное имущество организация будет производить в рассрочку начиная с апреля 2011 г., то она обязана будет удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента при каждой оплате имущества начиная с апреля 2011 г.

Обоснование: В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 395-ФЗ), в целях гл. 21 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ.

На основании ч. 1 ст. 5 Закона N 395-ФЗ данная норма вступает в силу с 01.04.2011. Это означает, что указанные операции по реализации имущества, осуществленные до 01.04.2011, являются объектом налогообложения по НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары. При этом согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 167 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности в целях гл. 21 НК РФ приравнивается к его отгрузке.

На основании этого в рассматриваемой ситуации отгрузка и реализация имущества произошли, и налоговая база возникла в марте 2011 г.

В то же время согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории РФ государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Отсюда следует, что налоговый агент должен определять налоговую базу по НДС в момент оплаты выкупаемого имущества, то есть в данном случае начиная с апреля 2011 г., когда указанные операции по реализации имущества уже не будут объектом налогообложения по НДС. Тем не менее, поскольку рассматриваемая операция по реализации имущества осуществлена в марте 2011 г., то есть является объектом налогообложения по НДС, организация обязана будет удерживать и перечислять в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента при каждой оплате имущества начиная с апреля 2011 г.

С. М.Лазутин

ООО "М-СТАЙЛ"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

28.03.2011