В уставе некоммерческого фонда закреплено, что основной целью его деятельности является поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о закономерностях строения окружающей среды, прикладных научных исследований по применению новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, научно-технической деятельности, решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем

На период 2008 - 2009 гг. в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, действовавшим до 1 января 2010 г., от уплаты ЕСН освобождались следующие категории налогоплательщиков: "учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей...".

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ ст. 239 НК РФ утратила силу.

В п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указывается, что в 2010 г. применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, а именно для: "учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов".

Правомерно ли применение некоммерческим фондом льготы, установленной пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, действовавшим на период 2008 - 2009 гг., а также п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 марта 2011 г. N 03-04-07/7-4

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо некоммерческого фонда по вопросу применения в 2008 - 2009 гг. льготы по уплате единого социального налога и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 239 гл. 24 Кодекса (утратила силу с 01.01.2010) от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышавших 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, освобождались, в частности, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов).

При этом к общественным организациям инвалидов согласно указанному подпункту относятся организации, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения.

Таким образом, льгота по уплате единого социального налога, предусмотренная пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса, распространялась только на учреждения, созданные для достижения научных целей, единственными собственниками имущества которых являлись вышеуказанные общественные организации инвалидов.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" относятся к компетенции Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН

28.03.2011