О порядке учета в целях налогообложения налогом на прибыль и НДС суммы компенсации, подлежащей получению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 марта 2011 г. N 03-03-06/1/171
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в целях налогообложения сумм компенсации, подлежащей получению в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта, и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Консультирование указанных лиц по выбору оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
Одновременно сообщаем, что ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в частности, что убытки (включая упущенную выгоду), причиненные землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, возмещаются указанным лицам в полном объеме за счет соответствующих бюджетов. Земельное законодательство предусматривает также, что при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд возможен и выкуп. Однако в таких случаях речь идет не о выкупе соответствующих прав, а о специальном основании для их прекращения.
Отношения, связанные с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, регулируются также ст. ст. 279 - 281 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием земельных участков, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262. В соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации плата за изымаемый участок включает в себя и убытки, а сам размер платы определяется согласно положениям гражданского законодательства, включая определение убытков и упущенной выгоды.
Таким образом, из положений гражданского и земельного законодательства следует, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является самостоятельным основанием для прекращения различных земельных правоотношений.
Согласно ст. ст. 247 и 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном Кодексом. Понятия доходов от реализации и внереализационных доходов определены соответственно ст. ст. 249 и 250 Кодекса.
Средства, полученные организациями в качестве платы за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются для целей налогообложения как внереализационные доходы.
Порядок признания внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли при методе начисления установлен п. 4 ст. 271 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации. В связи с этим при изъятии земельного участка путем прекращения права аренды на него в целях размещения олимпийских объектов налог на добавленную стоимость, по нашему мнению, исчисляется арендатором этого участка в общеустановленном порядке.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. В.ТРУНИН
24.03.2011