В целях продвижения торговой марки на рынке и привлечения клиентов организация проводит стимулирующую лотерею. Согласно документам на проведение лотерей главным призом является автомобиль в базовой комплектации. Передача приза должна быть совершена в месте, определенном получателем главного приза, на основании акта передачи. Организация несет расходы на приобретение автомобиля, регистрацию в ГИБДД, хранение, ОСАГО. Также в целях привлечения внимания к торговой марке организация делает на автомобиле аэрографию. Получатель приза получает автомобиль с аэрографией. До момента передачи автомобиль размещается на торговой площади организации

Как правильно определить стоимость главного приза для целей налогообложения доходов физического лица НДФЛ? Какие расходы должны быть включены в стоимость автомобиля? Как учесть расходы для целей налога на прибыль?

Ответ: Стоимость призового автомобиля, оплаченная организатором лотереи, признается доходом физического лица - получателя, полученным в натуральной форме. Указанный доход определяется с учетом цены, указанной в акте приема-передачи автомобиля, за вычетом 4000 руб. Стоимость автомобиля определяется исходя из цены, установленной условиями договора купли-продажи, а также с учетом стоимости затрат на его приобретение. При этом предполагается, что эта стоимость будет соответствовать рыночной цене автомобиля.

В связи с тем что согласно документам на проведение лотереи призом является автомобиль, а не автомобиль с аэрографией, то расходы по нанесению рисунков не увеличивают стоимость автомобиля.

Работы по аэрографии организация приобретает в своих интересах для проведения стимулирующей лотереи. По нашему мнению, при передаче автомобиля с аэрографией не будет считаться, что физическое лицо получило доход в натуральном виде, облагаемый НДФЛ, в виде стоимости аэрографии. Также не будут учитываться в стоимости расходы на хранение и страхование.

Обоснование: Стимулирующая лотерея - это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").

Как правило, стимулирующая лотерея проводится с целью рекламы товаров, работ, услуг, стимулирования спроса на них и создания положительного имиджа компании.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из вопроса, в целях продвижения торговой марки на рынке и привлечения клиентов организация проводит стимулирующую лотерею. В связи с этим, а также принимая во внимание определение понятия "реклама", по нашему мнению, проводимая организацией стимулирующая лотерея является мероприятием, проводимым в целях рекламы товаров, работ или услуг (Письмо Минфина России от 14.11.2007 N 03-04-06-01/392).

Объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками - налоговыми резидентами РФ от источников в Российской Федерации и от источников за пределами РФ (ст. 209 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав.

В рассматриваемой ситуации автомобиль, выигранный при участии физического лица в рекламной акции (стимулирующей лотерее), согласно пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ, признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, и его стоимость подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).

Напомним, что согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 4000 руб.

В рассматриваемой ситуации физическому лицу следует уплатить налог самостоятельно (Письмо Минфина России от 14.04.2009 N 03-04-05-01/181).

На основании п. 1 ст. 211 НК РФ при получении от организаций дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налогоплательщик налоговую базу определяет как стоимость этих товаров (работ, услуг) и иного имущества, исчисленную исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг (п. 1 ст. 211 НК РФ).

Комментируя суть нормы п. 1 ст. 211 НК РФ, Конституционный Суд РФ счел, что при получении дохода в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из их цен. Причем в соответствии со ст. 40 НК РФ предполагается, что такая цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 162-О).

Отметим, что согласно п. 3 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени только в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).

Кроме того, на основании п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается именно цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, и пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Из вопроса следует, что согласно локальным документам по организации лотерей призовым фондом лотерей является автомобиль.

Призовой автомобиль в учете организации рассматривается в составе материальных ценностей и учитывается по фактической стоимости, в которую включаются все затраты на его приобретение (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

В рассматриваемой ситуации организация предполагает нанести на автомобиль аэрографию в запланированных целях, в частности использования его в рекламной акции.

Однако, по нашему мнению, стоимость услуг по аэрографии не может быть включена в фактическую стоимость автомобиля. Это связано с тем, что в локальных документах организации, определяющих порядок и способы формирования призового фонда, указано, что в качестве приза передается автомобиль, а не автомобиль с аэрографией, при этом аэрография нанесена организацией в собственных интересах.

Так, если в документах на проведение лотереи будет указано, что призовым фондом является автомобиль с аэрографией, то затраты по нанесению рисунка на автомобиль организация могла бы отнести на увеличение стоимости автомобиля.

Расходы по нанесению аэрографии, по регистрации автомобиля в органах ГИБДД и страхованию автогражданской ответственности организации, хранению не связаны с процессом приобретения автомобиля и не включаются в себестоимость автомобиля. Они могут быть отнесены в целях бухгалтерского учета к расходам по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В налоговом учете расходы на рекламу в целях исчисления налога на прибыль, в том числе на приобретение призов, признаются прочими расходами на производство и реализацию согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом понесенные организацией расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (п. 4 ст. 264 НК РФ).

В то же время государственная пошлина, уплаченная в связи с регистрацией автомобиля в органах ГИБДД, и расходы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации) могут включаться в состав прочих расходов в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 263 НК РФ соответственно.

При этом в п. 4 ст. 252 НК РФ установлено, что, если некоторые затраты с равным основанием могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.

Учитывая вышеизложенное, при передаче призового автомобиля у физического лица - получателя возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ по ставке 35%. Доход определяется с учетом стоимости автомобиля, указанной в акте приема-передачи, за вычетом 4000 руб. Стоимость автомобиля определяется исходя из цены, установленной условиями договора купли-продажи, а также с учетом стоимости затрат на его приобретение. При этом предполагается, что эта стоимость будет соответствовать рыночной цене автомобиля.

Для того чтобы расходы по аэрографии увеличивали стоимость автомобиля, необходимо в документах на проведение лотереи определить призовой фонд, например, автомобиль с аэрографией. В противном случае стоимость автомобиля будет сформирована без учета затрат на аэрографию. В данном случае организация наносит аэрографию не в интересах налогоплательщика (физического лица) и не оплачивает данные работы за физическое лицо. Поэтому работы по аэрографии нельзя трактовать как выплаты в натуральной форме, полученные физическим лицом. В рассматриваемой ситуации приобретение услуг по аэрографии связано не с личными интересами физического лица, а с интересами самой организации, рисунок планируется нанести на автомобиль в целях проведения стимулирующей лотереи.

Соответственно, расходы по аэрографии, а также регистрации автомобиля в ГИБДД, его страхованию, хранению не включаются в его стоимость.

Е. А.Емельяненко

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

24.03.2011