РОЛЬ АППАРАТА СУДА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

И.В. ПОГОДИН Погодин И.В., юрист, г. Москва. Осуществление правосудия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности в значительной мере зависит не только от деятельности собственно судьи (судей), но и от слаженности работы аппарата суда: администратора суда, его отделов и канцелярий, помощника судьи и секретаря судебного заседания. Поскольку предпринятое нами исследование ограничено рамками уголовного процесса, то в настоящей статье автор считает возможным остановиться на деятельности лишь двух последних должностных лиц. Несмотря на то что деятельность помощника судьи по своей сути является процессуальной, упоминаний о его процессуальной деятельности действующий УПК РФ практически не содержит. Данное обстоятельство отчасти объясняется тем, что институт помощников судей появился сравнительно недавно, фактически уже после завершения работы над проектом последнего УПК. Впрочем, данное обстоятельство ни в коей мере не оправдывает современного законодателя, увлеченного внесением изменений и дополнений как в УПК РФ, так и в законодательство, регламентирующее судоустройство в Российской Федерации. Вместе с тем институт помощников судьи в России реально существует, численность специалистов, задействованных в данных должностях, превышает 30 тыс. человек. Секретарь судебного заседания российскому законодательству известен давно. УПК РФ содержит целый ряд норм, регламентирующих деятельность данного субъекта процесса <1>. Однако их анализ свидетельствует, что компетенция последнего закреплена в законе далеко не полно, скорее даже фрагментарно, более подробно о правах и обязанностях секретаря судебного заседания можно судить лишь на основе должностных регламентов и инструкций. -------------------------------- <1> Согласно ст. 245 УПК РФ секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания (он обязан полно и правильно излагать в протоколе действия и решения суда, а равно действия участников судебного разбирательства, имевшие место в ходе судебного заседания). Секретарь судебного заседания проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, по поручению председательствующего осуществляет другие действия, предусмотренные УПК РФ. В определенной мере о круге обязанностей, возлагаемых как на помощника судьи, так и на секретаря судебного заседания по делам экстремистской направленности, можно судить, проанализировав соответствующие типовые инструкции их деятельности. Правовой статус помощника судьи По общему правилу помощник судьи является государственным служащим Российской Федерации и замещает в аппарате суда должность федеральной государственной службы, учрежденную для непосредственного обеспечения исполнения полномочий судей. Должность помощника судьи в аппарате суда является старшей должностью федеральной государственной службы и относится к категории "помощники (советники)". Помощник судьи назначается на должность и освобождается от должности председателем суда. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 июля 1999 г. "О применении Положения о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1, в отношении государственных служащих федеральных судов Российской Федерации общей юрисдикции" должность помощника судьи в аппарате районного суда соответствует классному чину советника юстиции 3 класса, в высших судах - вплоть до государственного советника юстиции. Руководство работой помощника судьи осуществляет судья. Помощник судьи в своей служебной деятельности руководствуется: - Конституцией Российской Федерации; - ФЗ от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"; - ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; - действующим законодательством, указами и распоряжениями Президента РФ и Правительства РФ; - распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ; - приказами и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ; - приказами и распоряжениями председателя соответствующего суда, начальника управления судебного департамента по соответствующему субъекту Российской Федерации; - Инструкцией по судебному делопроизводству, утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 г. N 36; - иными нормативными актами, регламентирующими деятельность органов судебной системы. Согласно действующему законодательству, помощник судьи должен иметь высшее юридическое образование, а также соответствовать требованиям, предусмотренным ФЗ N 79 и Указом Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы". Стаж работы по специальности лица, замещающего должность помощника судьи, должен составлять не менее четырех лет. Помощник судьи должен знать и уметь применять на практике нормативную базу соответствующей сферы деятельности, правила делового этикета. Он должен уметь: анализировать; работать с законодательными и нормативными правовыми актами; разрабатывать план конкретных действий; оперативно принимать и осуществлять решения; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем; эффективно и последовательно работать с другими подразделениями; владеть приемами межличностных отношений (уметь внимательно слушать коллег; уметь не допускать межличностных конфликтов с коллегами и руководителями; уметь эффективно сотрудничать, идти на компромисс при решении проблем в конфликтных ситуациях; быть ответственным по отношению к людям, быть отзывчивым; быть всегда дружелюбным; помогать в работе коллегам; уметь принимать советы других коллег по работе; быть способным признавать свою неправоту). Помощник судьи должен обладать следующими навыками в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей: работы в конкретной сфере деятельности; составления деловых писем. Целью деятельности помощника судьи является своевременное обеспечение судьи необходимой и полной информацией по направлениям деятельности в целях обеспечения повышения оперативности принятия решений. Помощник судьи изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.); оказывает помощь судье в подготовке дел к судебному разбирательству; подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства; осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено; по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений; осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений; готовит проекты ответов на обращения и запросы по делам, находящимся в производстве судьи; участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц; выполняет иные поручения судьи. Помощник судьи несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных должностным регламентом и Инструкцией по судебному делопроизводству. Помощник судьи вправе самостоятельно принимать управленческие решения, запрашивать недостающие документы, а равно отказывать в приеме документов, оформленных ненадлежащим образом, направлять их по обратному адресу с указанием причины отказа. Помощник судьи информирует своего судью о выявленных при исполнении служебных обязанностей нарушениях действующего законодательства и предлагает способы их устранения. Помощник судьи осуществляет взаимодействие с гражданскими служащими государственных органов, гражданами и организациями. Правовой статус секретаря судебного заседания Должность секретаря судебного заседания относится к старшим государственным должностям федеральной государственной службы. Секретарь судебного заседания назначается и освобождается от должности приказом председателя суда. Работник, назначаемый на государственную должность секретаря судебного заседания, должен иметь высшее образование, стаж работы по специальности не менее трех лет. Секретарь судебного заседания в своей деятельности руководствуется теми же нормами и правилами, что и помощник судьи. Секретарь судебного заседания выполняет: организационную и подготовительную работу для обеспечения приема граждан судьей; вызывает участников процесса и свидетелей; проверяет их явку и отмечает в повестках время их нахождения в суде; готовит и вывешивает списки дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; ведет протоколы судебных заседаний и знакомит с ними участников процесса по их ходатайствам; оформляет уголовные дела; отмечает в журнале дела, назначенные к рассмотрению в судебном заседании, а также результаты их рассмотрения; выписывает исполнительные листы по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению. Секретарь судебного заседания несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. Особенности производства по делам экстремистской направленности Экстремизм - социально-правовой феномен, парадигма поведения субъектов права. Как социальное явление экстремизм характеризуется многоаспектностью, сложностью и системностью. Отрицаемые общественным сознанием формы экстремизма со стороны государства во все времена встречали уголовно-правовое противодействие посредством привлечения наиболее одиозных экстремистов к уголовной ответственности. Несмотря на то что уголовная ответственность за поведение экстремистской направленности существовала всегда, сам термин "экстремизм" авторами УК РФ длительное время игнорировался, в значительной степени это обусловлено тем, что само анализируемое понятие впервые было раскрыто лишь в Законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". С этого момента нормы, регламентирующие наступление уголовной ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности, непрерывно модернизируются. Более того, они разбросаны по множеству глав УК РФ, многие из них крайне лаконичны, изобилуют взаимными отсылками, встречаются и такие, которые носят скрытый бланкетный характер. В то же время число преступлений исследуемой категории, если говорить исключительно о нормах, предусмотренных гл. 29 УК РФ, сравнительно невелико. В 2010 г. осуждено всего 329 человек. Однако при этом нельзя упускать из виду, что значительное число уголовно наказуемых деяний экстремистской направленности кроется в преступлениях против личности, и только в ходе предварительного расследования выясняется, что основной мотив их совершения - экстремизм. Предварительное расследование по делам экстремистской направленности осуществляется и в форме дознания, и в форме предварительного расследования, проведение которого в силу целого комплекса различных обстоятельств - компетенция нескольких ведомств. Дела экстремистской направленности подсудны: мировым судьям, федеральным районным (городским) судам, судам уровня субъекта Российской Федерации, соответствующим военным судам, Верховному Суду РФ. Наконец, возбуждение уголовных дел, предусмотренных ст. 282.2 УК РФ, находится в прямой зависимости от судебных решений, принятых в рамках гражданского судопроизводства. К этому следует добавить практически полное отсутствие рекомендаций методического характера, которые позволили бы правоприменителю существенно уменьшить количество ошибок, допускаемых как при возбуждении уголовного дела, в стадии предварительного расследования, так и в ходе судебного разбирательства. Перечисленные обстоятельства, безусловно, не могли не породить массу проблем при решении вопроса об определении предмета доказывания по делам экстремистской направленности. Проведенное автором социологическое исследование показало, что подавляющее большинство дознавателей, следователей, прокуроров и судей, принимавших участие в производстве по делам экстремистской направленности, плохо понимают, что такое экстремизм вообще, уголовно наказуемый экстремизм в частности. Лица, в практике которых таких дел еще не было, в проблеме практически вообще не ориентируются. Объективные причины интереса к проблеме доказывания по уголовным делам экстремистской направленности - это глобальные изменения в сфере формирования нормативно-правовой базы, регламентирующей наступление уголовной ответственности за совершение преступлений означенной категории. Появление в УК РФ новых составов преступлений неизбежно влечет конкретизацию по каждому из них предмета доказывания, разработку частных методик доказывания. Имеется острая потребность обновления понятийно-категориального аппарата в науке уголовно-процессуального права, касающегося проблем доказывания по делам экстремистской направленности. Требуется подготовка научно обоснованных предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей перечень органов предварительного расследования и судов, осуществляющих производство по уголовным делам экстремистской направленности, призванных оптимизировать данные виды государственной деятельности. Актуальность затронутой проблематики обусловливается и дидактическими факторами. В учебно-методической литературе методике доказывания по уголовным делам экстремистской направленности уделяется явно недостаточное внимание: иногда о данной разновидности методик вообще не упоминается, не приводятся примеры успешного доказывания по уголовным делам экстремистской направленности и, соответственно, не показываются ценность таких методик, их регулятивные возможности. Цельное учение о доказывании по делам экстремистской направленности в отечественной (да и, насколько нам известно, в зарубежной) юридической науке до сих пор отсутствует. Перечисленные обстоятельства уже изначально существенно затрудняют нормальный ход судебного разбирательства. Особенности действий помощника судьи и секретаря судебного заседания по делам экстремистской направленности Специфика действий указанных должностных лиц предопределена особенностью уголовных дел анализируемой категории. О наличии таковой могут свидетельствовать следующие обстоятельства: - процессы, как правило, имеют большой общественный резонанс; - к уголовной ответственности одновременно привлекается значительное число лиц; - многие из подсудимых содержатся под стражей; - дела экстремистской направленности, как правило, многоэпизодны; - по делам проходит множество свидетелей; - возникает необходимость назначения дополнительных, повторных, комплексных экспертиз. Эти и многие другие обстоятельства также аномально влияют на нормальный ход рассмотрения дела. В данном случае определенную помощь судье, его помощнику и секретарю судебного заседания может оказать частная методика рассмотрения в судах дел экстремистской направленности, над которой в настоящее время работает автор этих строк. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" суды обязаны обеспечить выполнение двуединой задачи. С одной стороны, на них возложена охрана публичных интересов (основ конституционного строя, целостности и безопасности Российской Федерации). С другой стороны, они обязаны обеспечить защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина - свободы совести и вероисповедания, свободы мысли, слова, массовой информации, права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Нельзя забывать, что рассмотрению многих дел экстремистской направленности по правилам уголовного судопроизводства предшествуют гражданские процессы, цель которых - запрет деятельности экстремистских сообществ. Перечисленные обстоятельства превращают уголовные дела экстремистской направленности в громоздкие конструкции, рассмотрение которых требует предельного внимания со стороны не только судьи, но и его помощника, секретаря судебного заседания. Частная методика рассмотрения таких дел возлагает на помощника судьи обязанность по составлению целого комплекса процессуальных документов, осуществлению коммуникационных связей со множеством государственных органов, общественных организаций и образований, широким кругом граждан. Повышенные требования к наглядности доказательств предполагают наличие различных форм содействия судье со стороны помощника. К числу таковых может быть отнесена помощь в демонстрации вещественных доказательств, демонстрации фотографий и видеофильмов, предъявлении участникам процесса документов. Поскольку в основе многих доказательств по делам экстремистской направленности лежат вербальные, письменные высказывания подсудимых, то особое значение приобретает их фиксация в протоколе судебного заседания. Самое незначительное искажение содержания данных высказываний, например в показаниях свидетеля, влечет утрату их доказательственного значения. В таких условиях в протоколе судебного заседания на смену свободному изложению услышанного приходит стенографирование сказанного. Правильно поступают в тех судах, в которых принято записывать показания участников процесса с помощью различных средств их фиксации (аудиозапись, видеозапись). Дешифровка таких материалов позволит не только составить протокол, содержащий информацию, аутентичную показаниям участников процесса, но и объективно рассмотреть замечания на протокол судебного заседания. Действующее законодательство позволяет всем участникам процесса самостоятельно осуществлять звукозапись его хода. Данные лица, подавая замечания на протокол судебного заседания, зачастую прилагают к ним "стенограммы" показаний отдельных лиц. Как показывает судебная практика, многие из них - не что иное, как попытка фальсификации материалов уголовного дела. В таких условиях наличие 100% видеозаписи позволит секретарю судебного заседания, помощнику судьи оперативно выявить элементы фальсификации материалов уголовного дела, подготовить судье на подпись проект соответствующего постановления об отклонении замечаний на протокол судебного заседания. В заключение следует отметить, что такого рода деятельность давно является нормой во многих странах, ибо установлено, что применение технических средств препятствует злоупотреблению правами как со стороны суда, аппарата суда, так и со стороны иных участников процесса. ------------------------------------------------------------------