О переходных положениях, предусмотренных нормами Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.2009 N 213-ФЗ для плательщиков страховых взносов; об установлении пониженных тарифов страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах и применяющих УСН; о нецелесообразности освобождения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сроком на один год граждан, начавших предпринимательскую деятельность в рамках региональных программ содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 марта 2011 г. N Д05-843
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу об освобождении от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сроком на один год граждан, начавших предпринимательскую деятельность в рамках региональных программ содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, и сообщает.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, основным источником формирования которых являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий, пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, резидентов технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов.
Также сохранен действующий в настоящее время механизм учета страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие соответствующие виды деятельности, могут воспользоваться предлагаемыми льготами.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах и применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%. Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Кроме того, принят Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающий внесение в Закон N 212-ФЗ изменений, направленных на снижение нагрузки на фонд оплаты труда и стимулирование инновационной деятельности и модернизации. В частности, указанным Федеральным законом устанавливается переходный период с пониженными тарифами страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных центрах, для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также сообщаем, что в рамках реализации п. 5 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 19.01.2011 N ВП-П13-202 Минэкономразвития России был подготовлен и направлен в Минздравсоцразвития России Письмом от 02.02.2011 N 1595-СВ/Д13 проект федерального закона, направленный на изменение подходов к определению перечня видов экономической деятельности субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, имеющих право на применение пониженной ставки страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Данный подход позволит распространить действие переходного периода по льготной уплате страховых взносов на весь круг наиболее незащищенных и социально значимых субъектов малого предпринимательства.
В настоящий момент в Минэкономразвития России продолжена работа по расширению перечня видов деятельности, для которых предусмотрен переходный период по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, отмечаем, что в рамках выполнения п. 6 Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина от 19.01.2011 N ВП-П13-202 Минэкономразвития России прорабатывает вопрос о возможности снижения ставки страховых взносов на обязательное социальное страхование при одновременном устранении или значительном увеличении предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также с учетом оптимизации налогообложения акцизами на табачную продукцию и крепкие алкогольные напитки, налога на добычу полезных ископаемых и иных налогов.
Принятие предложения об освобождении предприятий, созданных в рамках программ, реализуемых Минздравсоцразвития России по содействию самозанятости безработных граждан и Минэкономразвития России по поддержке начинающих предпринимателей, от уплаты страховых взносов в течение первого года их деятельности приведет к снижению доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, формируемых за счет страховых взносов, что без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы обязательного социального страхования.
То есть предложение об освобождении предприятий, созданных в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, требует серьезного финансово-экономического обоснования, а также указания источников компенсации выпадающих доходов.
На основании вышеизложенного указанное предложение требует дополнительных расчетов.
Директор Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Н. И.ЛАРИОНОВА
23.03.2011