Правомерен ли забор организацией из родника воды, содержащей природные лечебные ресурсы, для ликвидации пожара без разрешения Правительства РФ?

Ответ: Забор организацией из родника воды, содержащей природные лечебные ресурсы, для ликвидации пожара без разрешения Правительства РФ является правомерным.

Обоснование: Статья 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) определяет природные лечебные ресурсы как минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Как установлено п. 1 ст. 9 Закона N 26-ФЗ, природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

Пункт 5 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит к поверхностным водным объектам природные выходы подземных вод (родники, гейзеры).

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 ВК РФ не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 53 ВК РФ забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.

На основании п. 1 ст. 10 Закона N 26-ФЗ природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

Согласно п. 2 указанной статьи предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных Законом N 26-ФЗ, как правило, не допускается. Правительство РФ в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.

Из формулировки "как правило" следует сделать вывод о том, что из данного правила существуют и определенные исключения.

К таким исключениям может быть отнесена, например, ситуация, предусмотренная ч. 1 ст. 53 ВК РФ.

Поскольку тушение пожара предполагает быстрое принятие соответствующих мер, то получение разрешения от Правительства РФ на практике представляется затруднительным.

Пункт 2 ст. 10 Закона N 26-ФЗ прямо не указывает, что норма второго предложения указанного пункта относится ко всем случаям исключений из общего правила, предусмотренного в первом предложении этого пункта.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции РФ и состоит из указанного Закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Статья 49 ВК РФ также гласит, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Вместе с тем Закон N 26-ФЗ прямо не запрещает использование водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для тушения пожаров.

Отсюда следует, что положения ч. 1 ст. 53 ВК РФ не противоречат положениям Закона N 26-ФЗ.

Соответственно, забор организацией из родника воды, содержащей природные лечебные ресурсы, для ликвидации пожара без разрешения Правительства РФ не нарушает положения п. 2 ст. 10 Закона N 26-ФЗ.

Ю. К.Борисов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

23.03.2011