Поликлиника, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, оказывает услуги по консультированию населения по вопросам здорового образа жизни. Правомерно ли освобождение реализации указанных услуг от налогообложения НДС в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Ответ: Освобождение от налогообложения НДС услуг по консультированию поликлиникой, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности, населения по вопросам здорового образа жизни является правомерным.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ плательщиками НДС признаются, в частности, организации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное данным подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.
Абзац 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ относит к указанным услугам услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 Перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (далее - Перечень N 132), к соответствующим услугам относятся услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
Законодательство не дает точного определения санитарного просвещения.
Однако исходя из смысла слова "просвещение" можно сделать вывод, что санитарное просвещение - это предоставление населению сведений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия последнего.
В свою очередь, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения на основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОК 002-93), проведение консультаций по вопросам здорового образа жизни (код 081610) относится к медицинским услугам (код 081000).
Раздел II Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 05.10.2010 N 895-ПП характеризует здоровый образ жизни как одну из ключевых категорий общего понятия "образ жизни", включающую индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности.
Федеральное законодательство не дает определения здорового образа жизни, но по смыслу данного понятия оно должно быть подобно определению, представленному в указанном нормативном акте.
Кроме того, Приложение 5 к Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Р 2.2.1766-03, утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003, определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Таким образом, здоровый образ жизни предполагает определенное поведение человека, обеспечивающее его здоровье, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности.
По своему смыслу подобное поведение направлено на устранение из жизни человека вредного воздействия на него факторов среды обитания и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности данного человека.
Таким образом, консультирование населения по вопросам здорового образа жизни направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия последнего.
Соответственно, его можно отнести к санитарному просвещению.
Из содержания п. 5 Перечня N 132 и положений ОК 002-93 следует сделать вывод, что услуги по консультированию населения по вопросам здорового образа жизни являются услугами по санитарному просвещению, непосредственно оказываемыми населению.
Следует иметь в виду, что на основании п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность.
В данном случае лицензия на осуществление медицинской деятельности имеется.
Таким образом, услуги по консультированию населения по вопросам здорового образа жизни, реализуемые поликлиникой на территории РФ, подпадают под действие абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Ю. К.Борисов
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
23.03.2011